Ссылки на то, что население якобы не приучено к сортировке, несерьезны.
Пока в развитых странах культивируется раздельный сбор мусора и его переработка, в России отдается предпочтение захоронению на полигонах или сжиганию на заводах. По мнению экспертов, дело в том, что владеющие отраслью «мусорные короли» не заинтересованы в новых технологиях — устаревшие способы приносят им стабильно растущую прибыль.
Гендиректор «Центра экологических инициатив» Владимир Кузнецов полагает, что компании, связанные со сбором, вывозом и утилизацией мусора, заинтересованы в увеличении расходов, поскольку они компенсируются из кошельков граждан. «Прибыль зависит от объемов, и при этом желательно везти мусор куда-нибудь подальше, в Ярославскую или Архангельскую области. И эти компании не скрывают, что им не нужен раздельный сбор мусора, который может уменьшить в два раза объем вывозимых отходов», — сообщил эксперт.
По его словам, предложение РЖД везти мусор для захоронения в другие регионы только увеличит тариф на вывоз мусора в платежках. «По закону тариф образуется из двух основных факторов. Первый учитывает норму образования отходов на человека, то есть их объем, и эта норма еще и умножается на количество людей и их человеческий фактор, которые обслуживают компанию. Второй фактор — это стоимость услуги по вывозу отходов к месту утилизации или захоронения. Поэтому мусор в Архангельскую область повезут за наш счет. Если бы можно было на Луну возить, они бы и на Луну повезли», — пояснил Кузнецов.
По мнению эксперта, перемены в отрасли в ближайшее время маловероятны из-за того, что бизнес оказался в руках влиятельных лиц. «Фамилии у всех на слуху — это Чайка, Тимченко, руководители „Ростеха“. И с этими компаниями ничего не сделать, потому что они решают вопросы лоббированием своих интересов в Госдуме, где влет принимают поправки к законам, какие они скажут. Они ни с кем и разговаривать не станут, потому что у них все органы карманные. Это касается не только отходов, но и всей нашей хозяйственной деятельности», — констатировал Владимир Кузнецов.
Президент центра политических и социальных исследований «Аспект» Георгий Федоров констатировал, что транспортировка, захоронение и сжигание мусора превратились в криминальную отрасль. «Это уже не просто высокоприбыльная экономическая деятельность, но часто, к сожалению, криминальная. Кто хоть как-то сталкивался с „мусорной“ темой, знает, что мусор контролировался криминалом или крупными финансово-промышленными группами. Там всегда было много черного нала. Сейчас вариант мусоросжигания подхвачен рядом крупных олигархических структур, связанных, как известно, с Чемезовым и другими крупными игроками. Это для них прибыльная и при этом финансируемая государством технология. Поэтому сейчас и продавливают мусоросжигание, причем довольно брутальными способами», — рассказал Георгий Федоров.
Время от времени в регионах случаются «мусорные войны». Это связано с тем, что начинается борьба за передел рынка. Такую «войну» этой осенью увидел Челябинск, дворы которого были завалены не вывезенными отходами. 10 сентября муниципальное предприятие «ГорЭкоЦентр» в связи с закрытием городской свалки уведомило подрядные организации, которые собирали и вывозили мусор из дворов, о смене места захоронения отходов — на полигон в Полетаево. Эти компании уже 12—13 сентября сообщили о расторжении договоров и прекращении оказания услуг с 17 сентября.
Как рассказал корреспонденту «Росбалта» житель Челябинска, журналист Александр Дыбин, региональные власти намеревались сломать прежнюю схему работы отрасли, но не рассчитали последствий. «„Мусорный коллапс“ вызван комплексом причин, в том числе и переделом рынка. Во власти в Челябинской области уже пять лет находится одна команда, а люди, которые администрировали мусорные процессы, принадлежали к команде предыдущего губернатора. Почему-то пять лет это никого не смущало. Но сейчас, за несколько месяцев до вступления в силу новых правил — начала работы регионального оператора, вдруг выяснилось, что люди — „не те“», — заметил Александр Дыбин.
По словам репортера, прежние мусорщики, поняв, что их время ушло, перестали выполнять свою работу. «У компаний были определенные обязательства, но они отказались их исполнять, а просто сказали: а вот завтра мы не будем работать. И перестали работать. И тут оказалось, что больше ни у кого в регионе нет такого объема техники, чтобы за день организовать уборку мусора. Понятно, что случился коллапс», — объяснил Александр Дыбин.
Архангельской области тоже «хватает» своего мусора. Но именно этот регион называют в числе тех мест, куда собираются везти отходы для захоронения из других областей. В последние месяцы в Поморье состоялись протестные митинги в Урдоме, Котласе, Коряжме, Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, десятки тысяч граждан подписывают петиции на разных Интернет-площадках с протестом против инициативы захоронения в регионе мусора.
Власти скрывают конечную цель строительства мусорных полигонов, рассказала руководитель фракции «Справедливой России» в Архангельском областном собрании депутатов Ирина Чиркова. Не только население, но даже депутаты не знают, какие отходы будут складироваться в намеченных пунктах.
«Мне известно, что по Центральной России и Северо-Западу оценивались участки, где возможно разместить такие объекты. Критериев много, но главные из них: чтобы это были земли РЖД с инфраструктурой, с подъездными путями, и удаленные от крупных населенных пунктов. И в нашей области нашли несколько таких точек. Но власти сначала делают, а только потом обещают разъяснить, что они намерены делать. Так, если в Шиесе или, например, Нименге земля принадлежит РЖД, то кому принадлежит участок в Рикасихе, мы не знаем. Власти там говорят жителям: вы нам дайте добро на общественных слушаниях на изменения в генпланы, а потом все узнаете. Людей это не устраивает. Отсутствует полная информация о том, будет ли на этих объектах переработка отходов или только размещение, а если размещение — долговременное или кратковременное? Все это не раскрывается», — сообщила Ирина Чиркова.
Между тем, как считает руководитель токсической программы «Гринпис России» Алексей Киселев, планы властей и РЖД транспортировать отходы для захоронения в Архангельской области незаконны. «Ввоз отходов из других регионов необходимо предусмотреть в территориальных схемах соответствующих субъектов», — пояснил Киселев. По его словам, перемещение отходов в территориальной схеме Архангельской области не предусмотрено. «Поэтому юридически все это пыхтение и щебетание вокруг проекта захоронения на Шиесе на самом деле юридически ничтожно», — заметил эксперт. Он добавил, что федеральный закон требует заключения договора между субъектами Российской Федерации о трансфере отходов, но не смог найти соответствующих документов для Архангельской области.
Экозащитник уточнил, что не были соблюдены и остальные процедуры. «Мы не видели оценки воздействия на окружающую среду объектов обращения с отходами, мы не видели заключения государственных экологических экспертиз по этому поводу. И мы не припомним, чтобы проходили общественные слушания, которые необходимы в данной ситуации. Но, насколько я знаю, уже есть материалы прокурорской проверки, из которой известно, что в Шиесе строители вышли за пределы полосы отчуждения железной дороги. Хотя виновника вырубки леса пока найти не могут», — констатировал Алексей Киселев.
Как сжигание мусора на специальных заводах, так и его захоронение стали выгодным бизнесом с участием бюджетных денег, полагает эколог, председатель Антиядерного общества Татарстана Альберт Гарапов. По этой причине общественность, выступившая против постройки мусоросжигательного завода под Казанью, столкнулась с сопротивлением со стороны власти.
Ссылки на то, что российское население якобы не приучено к сортировке мусора, Гарапов считает несерьезными. «Еще в советские времена в нашей стране были развиты сортировка и переработка мусора. Вспомните, как собирали вторсырье: бумагу, металл, кости, пищевые отходы, как сдавали бутылки. Даже пузырьки из-под лекарств принимали в аптеках. Но с развалом Советского Союза развалили и систему переработки мусора. А свято место пусто не бывает. Если есть мусор, то есть и те, кто делает на нем бизнес. Лоббисты, в том числе, продвигают строительство мусоросжигательных заводов, в надежде получить заказы из бюджета и делать бизнес за счет высоких тарифов для населения. И эти силы достаточно могучие, включая „Ростех“ и прочие компании», — констатировал эксперт.
Альберт Гарапов подчеркнул, что запуск мусоросжигательных заводов не избавит от мусора: россияне получат его обратно, как в виде ядовитых выбросов в атмосферу, так и в виде грязных отходов — золы и шлака, которые тоже придется где-то захоранивать.
Известно, что во многих странах, например, в Италии, на проблеме мусора выросли целые мафиозные группировки. «Я превращаю мусор в золото», — сказал один из мафиози. Но, похоже, российские «мусорные спруты» смогли бы дать итальянским «коллегам» фору. Их щупальца протянулись по всей стране, не давая ей развивать современные технологии переработки отходов и порой вынуждая сограждан задыхаться от вони и гари.
Найдется ли герой, что сможет разрубить эти путы?..
Дмитрий Ремизов
Источник: rosbalt.ru