Вазген Азроян: «Я год отработал с Медведевой. И не знал, что она наполовину армянка»

Вазген Азроян: «Я год отработал с Медведевой. И не знал, что она наполовину армянка»

До олимпийского старта в Пхенчхане остается ровно год. Поэтому сейчас каждый международный старт спортсменов, представляющих зимние дисциплины, следует оценивать не только с точки зрения ежеминутного результата, но и с прицелом на ОИ-2018. О том, как «улетела в космос» Евгения Медведева, как успокоился, перейдя к другому тренеру, Максим Ковтун, и о непонятной ситуации с танцорами, в интервью с известным в прошлом фигуристом, а ныне тренером Вазгеном Азрояном.

«КОВТУН ПРИШЕЛ К СВОЕМУ ТРЕНЕРУ»

– Поделитесь впечатлениями от прошедшего чемпионата Европы в Остраве.

– Начну с выступлений мужчин и порадуюсь за Максима Ковтуна. Есть ощущение, что он пришел к своему тренеру, человеку, который нашел к нему подход. И этот старт в Остраве был едва ли не первым, за последние годы, когда Макс откатал и короткую, и произвольную программы на очень высоком уровне. Еще одним ярким впечатлениям, оставшимся от стартов мужчин, это было выступление грузинского спортсмена.

– Мориса Квителашвили? Воспитанника российского фигурного катания, сейчас выступающего за Грузию?

– Да-да, его. Но, думаю, при всём при этом, в состав сборной России он бы не пробился, а существующая практика смены спортивного гражданства даёт фигуристам шанс проявить себя, в том числе, и зрелым спортсменам. Это не моя претензия к федерации фигурного катания России, это наблюдение, согласно которому я вижу, что у нас дают дорогу молодёжи, а на Западе позволяют проявить себя более зрелым. У Мориса была хорошая мотивация – проявить себя, и ощущение, что надо сделать это здесь и сейчас, и он выступил блестяще. Тоже едва ли впервые в своей карьере, и я очень рад за Мориса.

Если говорить о Мише Коляде и Саше Самарину, то, мне кажется, что Самарин пока еще должен выступать по юниорам, поскольку видно, что ментально он пока еще не очень готов к серьёзным турнирам. А в программе Михаила Коляды заметно, что нет стабильности в исполнении четверного лутца, и это разрушает всю концепцию произвольно программы. Может быть, если бы он исполнял два четверных тулупа, то бы был по итогам этой Европы вторым. А в итоге он стал третьим, и то этот результат был достигнут потому, что остальные конкуренты выступили не сосем удачно.

– Иначе третьим финишировал бы Йорик Хендрикс из Бельгии.

– Ну, он, прямо скажем. не самый сильный спортсмен.

«КОММЕНТИРОВАТЬ МЕДВЕДЕВУ НЕИНТЕРЕСНО» 

– Тем не менее, стал четвёртым, хотя, при определённых обстоятельствах, мог бы стать и третьим. Одни словом – бедный Йорик.

– Именно. Но, по моему мнению, и его также должны были бы опережать либо тот же Морис, либо Алексей Быченко из Израиля, но он объективно слабо откатал произвольную программу. Ну, и совсем уж странным было выступление Даниэля Самохина – чемпиона мира по юниорам, который совсем уж провалил короткую. По каким причинам – не знаю, слышал комментарии, что у него просто не доехал багаж до Остравы, и пришлось выходить на старт в чужих коньках. Так или нет, не знаю. Как результат он даже не отобрался в число 24 участников, катавшихся произвольную программу.

Если говорить об очевидном победителе Хавьере Фернандесе, то он, для себя, откатался не очень хорошо, но уже очевидно, что чемпионат Европы – для него проходной турнир.

– На котором он победил с отрывом в 30 баллов от серебряного призёра Ковтуна, который, по вашим словам, был очень хорош! И при этом Фернандес выступил «не очень»?

– Вы поймите, Хавьер – спортсмен такого уровня, что между ним и остальными в Европе – пропасть. Но вот такое же выступление Фернандеса на чемпионате мира или Олимпиаде, боюсь, не позволило бы ему пробиться даже в тройку призёров. Поэтому, я рассчитываю, что уже к чемпионату мира, к пиковому соревнованию этого сезона, все его фавориты будут готовы на сто процентов. И Фернаднес, и американец Натан Чен, японцы Шома Уно и Юдзуру Ханью. Это фигуристы немного другого уровня, чем все остальные в мире.

– Вы не назвали Патрика Чана.

– Конечно, он может побороться с более молодыми лидерами современного фигурного катания, но только при условии блестящего исполнения программы.

– Возвращаясь к Ковтуну, который перешел к тренеру Инне Гончаренко. Она же была известно до последнего времени, как единственный тренер Елены Радионовой. А сейчас у Гончаренко и Ковтун, и, судя по всему, Сергей Воронов. Не с этим ли связаны последние неудачи Радионовой, которой не достаёт внимания тренера, ранее стопроцентно сконцентрированного на Лене?

– Убеждён, что нет. Инна Германовна – специалист высокого класса, один из лучших в России, способная работать с группой. Радионова просто взрослеет, превращаясь из девочки в юную женщину, а это не только проблемы физиологии, но и психологии. Уверен, что она не сказала своего последнего слова, и у неё снова всё будет хорошо. Тем более, что она в пуле ведущих фигуристок России. Там же, где Женя Медведева, Аня Погорилая, которые доказывают своё право на лидерство. Стоит Лене выступить хорошо, то она также вернётся и в сборную. И это её неучастие в международных соревнованиях связано только тем, что чемпионат России сложился неудачно по объективным причинам.

– Так плавно мы переходим к обсуждению стартов женщин на чемпионате Европы. «Золото» Евгении Медведевой, два мировых рекорда по итогам произвольной программы и суммы баллов, оставляют, на ваш взгляд, место для дополнительных комментариев? На мой взгляд, после этого выступления Медведеву нужно называть Евгения Армановна, она уже заслужила право именоваться с отчеством.

– Я, с вашего разрешения назову её Женей, как привык. Да, она сейчас вышла на такой уровень, что единственным соперником на льду является она сама. Она это демонстрирует даже тем, что исполняет в программе лишние элементы, «провоцируя» международную федерация фигурного катания на включение в произвольную программу лишних каскадов. Она так выступает, что смотреть за ней интересно, это завораживает, а комментировать – неинтересно. Она лидер, она сейчас космос! Вот и всё.

– Вы выделяли Медведеву еще с той поры, когда она только делала свои первые шаги в профессиональном фигурном катании, переходя из юниорского. Я тогда стеснялся спросить, сейчас решусь: это не связано с тем, что она по отцу, как и вы, армянка?

– Вы знаете, мы с ней проработали целый сезон, и я всё это время не знал, что у неё отец армянин. Узнал это уже к концу сезона, в течение которого я видел, что Женя – большая трудяга, при этом очень позитивный, открытый человек, с которым приятно иметь дело. И уже на тот момент работы, я понимал, что у нас растёт большая чемпионка.

«ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО ВОЗВРАЩАЮТСЯ ТАКИЕ ЛЮДИ, КАК КАРОЛИНА КОСТНЕР»

 

– Третье место на Европе заняла итальянка Каролина Костнер, разбавившая трио наших участниц, Медведеву, Погорилую и Марию Сотскову, ставшую четвертой. Как вам возвращение великой итальянки?

– Не знаю, насколько она готова выступать в дальнейшем, пойдёт ли в олимпийский сезон, но, на мой взгляд, она готова конкурировать в борьбе за призовые места. Судейская коллегия воспринимает Каролину очень положительно, несмотря на то, что в короткой программе Костнер не побаловала зрителей очень сложными элементами. Тем не менее, её оценили очень высоко, если она будет стабильно кататься, то она украсит своим присутствием любой турнир, вплоть до олимпийского. Замечательно, что такие люди возвращаются, и замечательно, что они возвращаются на высоком уровне.

– Вы затронули тему стабильности. Но в этом сезоне, на мой взгляд, у женщин этой стабильностью могут похвастать только Медведева и Погорилая. Казалось бы, американки Эшли Вагнер и Грейси Голд только-только вышли на уровень, приближенный к конкурентоспособности, но вначале они не отобрались в финал Гран-при, а сейчас по итогам чемпионата Америки Голд не отобрались на чемпионат мира. Не могли бы вы прокомментировать их срыв.

– Я не могу это детально проанализировать, сошлюсь на умозаключения. Думаю, что это временные неудачи, расслабляться по поводу того, что у американок есть проблемы, и это не оставляет нам соперниц на международной арене, не нужно ни разу. У Вагнер есть серьезный вдумчивый наставник Рафаэль Арутюнян, Голд работает с многоопытным Фрэнком Кэрролом, которые будут готовить своих учениц так, что они выйдут на пик формы в олимпийский сезон, и составят нам там конкуренцию. Мне кажется, что нам следует опасаться американок даже больше, чем молодых японок, которые подросли там в массовом порядке. У нас вид спорта очень субъективный, ориентированный на компонентную историю, на историю судейской бригады. И, когда та же Грейси выйдет на лёд, как и Патрик Чан, кстати, когда они выйдут на лёд, то это будет уже немного другой взгляд на катание со стороны судейской бригады. Объективно он, имею в виду Чана, наверное, уже не может конкурировать с молодыми лидерами фигурного катания, но у него есть имя. И, если он со своими тремя четверными чисто откатает программу, то будет бороться за призы. То же самое касается Голд. Их катание, их рейтинг, послужной список сделают так, что компоненты в оценке просто взлетят. Если говорить о женщинах, то, грубо говоря, японская юниорка Рика Кихира, которая прыгает три с половиной оборота, может прыгать хоть 23 с половиной оборота, но выше определенной оценки за это, она всё равно не получит. И будет восьмой, не более, а та же Вагнер с таким же прыжком будет претендовать на место в тройке. Это реалии нашего вида спорта, когда к заслуженным людям относятся с несколько иной оценкой.

– Переходим к итогам соревнований танцоров. Габриэлла Пападакис и Гийом Сизерон едва не удивили весь мир тем, что оказывается, они тоже могут проигрывать, уступив в короткой программе. Потом они естественно выиграли произвольную, и стали чемпионами по итогам. Вы были готовы к подобному развитию событий?

– Вы произнесли слово, которое характеризует всю историю этой пары – «естественно». Они выигрывают естественно, а вот их третье место по итогам короткой программы выглядело неестественным. Если я говорю о фигурном катании, как о субъективном виде спорта, то танцы субъективность вдвойне. Там очень много своих подводных течений. Если говорить о конкретном турнире, то, на мой взгляд, весьма странно, что третья по рейтингу российская пара Виктория Синицина – Никита Кацалапов стояли восьмыми по итогам короткой программы. Ниже датчан, поляков, еще Бог знает кого. Вторая пара Александра Степанова – Иван Букин была шестой, а первая пара Екатерина Боброва – Дмитрий Соловьёв при этом стояли первыми. А Пападакис – Сизерон при всём при этом были третьими. Это я также не мог воспринять. Если говорить о распределении мест в моём понимании, то французы Пападакис – Сизерон, конечно же, лучшие, Боброва-Соловьёв чуть похуже, а третьими были бы Анна Капеллини – Лука Ланотте. Но при этом еще две наши пары ну никак не должны были стоять шестыми и восьмыми. Ну, не может пара, где выступает Кацалапов – олимпийский чемпион – проигрывать тем, кому проиграли. Даже, если уровень их пары и упал после смены партнёрши, то не должны они уступать полякам, датчанам. В итоге в произвольной они глобально сорвали элемент, стали 12, а в итоге 10. Это ужас для российских танцев. Я считаю, что, несмотря на медаль чемпионата Европы, сейчас это наиболее слабое звено нашей сборной.

– Ну, это видно невооруженным глазом. У женщин «золото» и «серебро», у парников «золото», у мужчин – «серебро» и «бронза». В танцах – «бронза».

– Да, да. Как ни странно и не парадоксально сейчас это самый неуспешный вид, что для России, которая с момента включения спортивных танцев в олимпийскую программу всегда задавала в них тон. Сейчас будет чемпионат мира, а ситуация с танцорами выглядит наиболее непонятной, что не радует за год до старта Олимпийских игр. По выступлению на Европе, я не понимаю, каким образом мы можем претендовать на медали на чемпионате мира в отношении пары Боброва – Соловьёв, к которым я очень хорошо отношусь. Глядя на наших по итогам чемпионата России, представлялось, что практически все четыре ведущих пары, это выступавшие на Европе плюс Елена Ильиных и Руслан Жиганшин, у нас достаточно равны. А сейчас, если Боброва – Соловьёв будут высоко на мире, то, как низко будет стоять, допустим, вторая наша пара? И не лишимся ли мы при таких раскладах возможности выставлять и на «мир» и на Олимпиаду третий дуэт? И кто будет третьей парой? Потому, что кому-то нравится еще и пятый дуэт Тиффани Загорски – Джонатан Гурейро, ставшие пятыми на России. Мне вот нравится недавно сформированная пара Василиса Даванкова – Антон Шибнев. В итоге вопросов много, а ясности нет.

– Затрону вопрос о Даванковой. История фигурного катания практически не знает случаев перехода парницы в спортивные танцы. В танцы, если и переходят, то одиночницы и одиночники на очень ранней стадии знакомства с фигурным катанием. А тут Даванкова, парница с богатой историей, выступавшая с Александром Энбертом и Андреем Депутатом, дебютировала в другой дисциплине фигурного катания. Как вам показался такой эксперимент?

– Я работал с Даванковой, когда она выступала в паре с Депутатом, знаком с ними. И она меня, прямо скажу, удивила тем, что очень органично перешла в танцы, и сформировалась такая пара, прямо скажу, крепкого европейского уровня, которая, в конечном итоге, тоже может претендовать на место в сборной. Проблема, на мой взгляд, в том, что в танцах у нас сейчас нет явного лидера. Нам его только обозначили в лице пары Боброва – Соловьёв. Но, на мой взгляд, у нас любая из четырех пар, которую обозначили бы лидером российских спортивных танцев, выступала бы точно на таком же уровне. У нас нет первой пары.

«БОРОТЬСЯ ЗА МЕДАЛИ НА МИРЕ В ТАНЦАХ СЕЙЧАС НЕРЕАЛЬНО» 

Тиффани Хиден и Вазген Азроян

– Перефразируя поговорку, есть только первые пары «на деревне».

– К сожалению, Россия сейчас растеряла свои позиции. В то же время у соперников в лидерах настолько сильные танцевальные пары, как и те, что были на Европе, так и североамериканцы. И бороться за медали будет очень сложно, на мой взгляд, нереально.

– Говоря о североамериканцах, хочется поинтересоваться вашим мнением о возвращении канадской пары Тесса Виртю – Скотт Моир.

– Вернулись великие, что тут скажешь? И они вернулись выигрывать, поэтому в конкуренции с французами я бы поставил на канадскую пару.

– Если обратить внимание на партнёров в иностранных танцевальных дуэтах, то там большинство бывших россиян. Илья Ткаченко, сейчас Израиль, Кирилл Халявин выступает за Испанию, Синицын – «чех», его родители Наталья Карамышева и Ростислав Синицын. Их так много, что возникает вопрос – не зря мы отказываемся от такого количества партнёров в танцах?

– Думаю, что они уже не могли бы нам помочь. Взять того же Ткаченко, он еще со мной на одном льду катался, когда я заканчивал, а он был еще совсем молодым. К счастью, он перешел в сборную Израиля, отлично выступил, стал четвёртым с партнёршей. Это та же история, как с Морисом Квителашвили, они же все катались за Россию. Но у каждой федерации есть своя политика, и это надо принять и уважать. Наша заключается в том, чтобы делать ставку на молодёжь, расчищая ей место тем, что сознательно убирают более опытных спортсменов. Тем самым, делается ставка на два-три последующих олимпийских цикла. Кто-то живёт сегодняшним днём. И мне тоже бросается в глаза, что сейчас соревнуется достаточно большое количество фигуристов, которых у нас уже давно бы причислил к ветеранам. И выходит против них наша молодёжь, представителям которой по 17 – 18 лет, которые потом раз, и куда-то исчезли, и вместо ни пришли новые, которым также по 17 – 18 лет.

«ПОБЕДА ТАРАСОВОЙ – ЭТО ПОБЕДА СБОРНЫХ МОСКВЫ И РОССИИ»

– Почему так происходит?

– Не выдерживают конкуренции, в том числе и потому, что им не дают время на то, чтобы её выдержать. В итоге люди уходят, просто теряя мотивацию. Тот же Квителашвили уже закончил бы, оставаясь в России, а сейчас он будет в топе, во всяком случае, на европейском уровне. Он уже сейчас мог бы претендовать на медали, но просто потому, что он сейчас катается за Грузию, ему не дали выше шестого места. Есть сильные федерации, глядя на которые судьи понимают, что, если этот человек выступает сборную этой страны, то он априори сильный фигурист. Выступай Морис за Россию, ему за такой прокат дали бы уже сейчас второе место. Но парадокс, что он не смог бы выступать за Россию, поскольку не мог отобраться.

– Завершая тему чемпионата, что называется, «на сладкое», хотелось бы поговорить о победе Евгении Тарасовой – воспитанницы татарстанского фигурного катания. Вы ожидали в этом сезоне таких успешных выступлений от пары Тарасова – Владимир Морозов, выигравших финал Гран-при и чемпионат Европы?

– Очень рад за Евгению, она с Владимиром сейчас первая пара страны. Но сейчас это больше победа сборной Москвы и России, насколько я знаю, Татарстан сейчас к ней не имеет отношения.

– Сейчас мы плавно переходим к вашим делам.

– Нынешний сезон мои ученики пропускают, и Костя Милюков, и Женя Ильин. Но мы тренируемся в Москве. Уже поступили предложения кататься за сборную другой страны, но это в планах, которые я пока не хотел бы озвучивать, а хотел бы их претворить в жизнь. У меня в группе есть еще одна девочка из Ижевска, выступавшая в одной группе месте с уже известной Алиной Загитовой. Уже сейчас могу сказать, что моих учеников вы увидите на крупных международных соревнованиях.

– Работая в Казани, вы создали танцевальную пару, в которой выступала ваша дочь Виктория. Какова судьба ребят?

– Она со своим казанским партнёром Сергеем Менжевицким продолжает тренироваться сейчас в Москве, в группе Светланы Алексеевой, известной по работе с парой Елена Ильиных – Руслан Жиганшин. Азроян – Менжевицкий будут выступать в скором будущем за Армению, собственно, как я и делал.

Джаудат Абдуллин / БИЗНЕС Online 

Справка: Вазген Азроян 

Родился 22 января 1977 года в Одессе.

Фигурным катанием начал заниматься с 4 лет, в 12 лет перешел в танцы на льду.

Катался с Екатериной Давыдовой, Еленой Кустаровой, Анастасией Гребенкиной, Тиффани Хайден (США). Выступая с Гребенкиной за Россию, занимал 4-е и 7-е места на чемпионатах России. Выступая с американкой Хайден за сборную Армении, был 23-м и 26-м на чемпионатах Европы, 30-м на чемпионате мира. Выступая с Гребенкиной за Армению, финишировал 20-м на Олимпиаде 2006 года, соревновался на четырех чемпионатах Европы (лучший результат — 11-е место) и на четырех чемпионатах мира (лучший результат — 17-е место).

Был знаменосцем сборной Армении на церемонии открытия Олимпиады 2006 года.

После окончания спортивной карьеры был участником нескольких ледовых шоу на Первом канале и «России-1». Катался с известными представительницами шоу-бизнеса Верой Брежневой и Ладой Дэнс. Работал радиоведущим, комментировал фигурное катание на НТВ+. Его ученик по группе в Москве Демид Рокачев сейчас выступает за сборную Швейцарии.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф (1,2); REUTERS/David W Cerny; Gettyimages.ru/Robert Laberge

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий