«Абсолютно великолепно». Почему новый стадион «Челси» — это произведение искусства

«Абсолютно великолепно». Почему новый стадион «Челси» — это произведение искусства

Проект реконструкции стадиона был официально согласован, и настало время дать беспрецедентный ответ на вопрос, во что именно превратится «Стэмфорд Бридж». 

Статья содержит большое количество текста и изображений, призывающих долгое время сохранять концентрацию. Подойдите к прочтению основательно. Приготовьте кофе. Используйте специальные очки для компьютера, если они у вас есть.

Большинство изображений кликабельны.

***

Новая арена «Челси» — это резкое заявление в адрес шаблонов, она совершенно не похожа на что-либо привычное. «Herzog & de Meuron» смогли ответить на вопрос, может ли стадион выйти из границ образа спортивного сооружения, явив миру нечто большее.

«Это за пределами красоты или уродства. Речь идет о создании чего-то уникального», — заявил Жак Херцог.

Описывая архитектурное бюро двух специалистов из Швейцарии, буду краток — эти люди вырастили проекты «Альянц-арены» и пекинского «Птичьего гнезда», проекты для «Портсмута» и «Бордо», а также разработали крикетный стадион «Лордс» в Лондоне. Швейцарцы знакомы с темой очень хорошо и за проектное исполнение нового «Бриджа» можно не волноваться.

H&M работают не одни, их консультирует британское бюро «Lifschutz Davidson Sandilands». Опыт работы англичан с британским законодательством, градостроительными службами, местными строителями и подрядчиками сослужит хорошую службу.

«Пьер и я всегда восхищались традиционными английскими аренами из-за их особенной атмосферы и бэкграунда. „Стэмфорд Бридж“ располагает богатой историей и помещён в центр оживленного района. В отличие от изолированных стадионов, это — часть повседневной жизни местного сообщества», — считает Жак Херцог.

Слева направо: Жак Херцог и Пьер де Мерон

Это самое местное сообщество обладает выдающимися претензиями на пространство, ставя перед архитекторами далеко не самые комфортные задачи. Ограничения во всех аспектах: территория, габариты, внешний вид, экология — сплошная головная боль.

Описывать всю кипу требований совета по согласованию можно долго. Здесь и жесткое соответствие вида постройки городской среде, и количество света, которое арена не должна блокировать. Имелась даже проблема с окнами помещений — часть из них во время работы над проектом располагалась прямо напротив окон окружающих зданий, ближе 18-ти метров, которые являются пределом в английских аналогах СНиПов (строительные нормы и правила). Были и более приземленные проблемы: некоторые жители района недовольны сегодняшним качеством циркуляции воздушных потоков на территории, а кому-то мешает шум с трибуны «Ист Энд». Шум оттуда, где пренебрежение оным — нонсенс.

В процессе советом было отклонено порядка 5-ти вариантов, в основном по причине излишнего доминирования предложенных объектов над окружением. В особенности критике подверглись здания, где использовались сплошные стены.

Однако для хороших специалистов проблемы — это всегда возможности, которые и были найдены в тесном сотрудничестве с местными жителями и фанатским сообществом. Архитекторам удалось в конце-концов спроектировать настоящую крепость, которая способна внушать чувство дискомфорта приезжим командам, при этом обеспечив клуб надёжным домом, местных жителей — необходимыми качествами пространства, а город — органичной модификацией.

Проект представляет собой сочетание современных принципов проектирования с простотой и строгостью старой доброй Англии. Потому не случайна определённая степень невзрачности новой конструкции — она лишена блеска и эпатажности. Прежде всего здесь обеспечиваются задачи территориальной планировки и органичного сосуществования с городской застройкой.

Вдохновляясь викторианской эпохой и готикой, переосмысляя их, H&M создали брутальную форму из ритма визуально лёгких элементов. 264 колонны, окружающие чашу арены, являются архитектурной отсылкой к стрельчатым сводам готических соборов. Просматриваемые напрямую, колонны являют зрителю свою лёгкость, но обозреваемые под углом — поражают монументальностью.

Готика, сместившая с трона романский стиль, частично переняла у него суровость. Эти настроения отразил новый «Стэмфорд», на что в описании строения намекает сам Херцог, сравнивая будущий «Бридж» и «Стад-де-Бордо»:

«На стадионе «Бордо» царит южный дух. Он повествует об утонченности и элегантности — вещах, которые были бы абсурдными в «Челси».

Вдохновением для архитекторов стала также трехуровневая восточная трибуна, построенная в 1974-м году, а именно — определенный характер стен и кровли. Если хорошо присматриваться, далее можно заметить, как сильно порой новая форма откликается на старое строение.

Внешняя оболочка представляет собой двухъярусный «сэндвич». Относительно статичный нижний ярус заканчивается ломаной линией, которая позволяет разбавить монотонный ритм рёбер, внося баланс в ряд из доминирующих по канонам готики вертикалей. Со своей угловатостью и асимметрией здание невольно делает отсылки к деконструктивизму.

Излом горизонтали позволил также найти любопытное решение фасада — формирование акцентированного входа. Архитектура спортивных сооружений, использующих прием ровного частого ритма («Ацтека», «Краснодар»), который создает игру светотени посредством чередования ниш и колонн, обычно использует ровную верхнюю линию. Таким образом, пластику «Бриджа» можно считать нетипичной. Угловатый кусок объёма, вход, своим внешним контуром отдаленно напоминает образ фасадов готических соборов. Всего входов 10, а оформленных выраженным углом — 3.

Возможность ломать верхнюю горизонталь также позволяет в некоторых местах относительно занижать эту линию, уменьшая давление стадиона на те ближайшие постройки, с которыми арена вступает в наиболее сильный конфликт. На изображении выше пунктиром обозначен контур построек, находящихся перед одной из сторон нового здания. Можно заметить, как излом ребер стадиона стремится соответствовать линии высот застройки.

Нижний ярус имеет большую горизонтальную протяженность, выстраиваясь по излому. Его продолжают 2 свеса кровли: один снаружи, а другой, для трибун — внутри тела. Эта конструкция держит динамичный перепад высот и будет зрительно отделяться от иного по тону металлического верха, если прищуриться. Такой контур будто создает слегка отдельное от завершения стадиона строение внизу, делая сооружение более низким, благодаря чему он в меньшей степени выбивается из окружения.

Разбитый на переломе кровли надвое по цвету верхний ярус кажется визуально меньше, ослабляя давление усеченного конуса на нижнюю часть. Венчает стадион радиальная чаша, значительно меньшая по диаметру в плане, чем основание арены — она придаёт завершению лёгкость. Это помогает зданию выглядеть устойчивее, врастать в землю. На вид — настоящий адский котел.

Верхний ярус имеет просвет, особенно характерный на фоне дневного неба, когда металлический блеск растворяет в воздухе прямые ко взгляду рёбра завершения конструкции. Просвет также позволяет пропустить больше света на территорию при заходе солнца. А в темное время суток арена, благодаря подсветке стен и свету от кольца, будет похожа на футуристический ядерный реактор.

Освещение стадиона также включает акцентированную подсветку всех 10-ти входов, но с определенным требованием: оттенки можно использовать любые, однако это должен быть обязательно мягкий и легкий свет, куда меньше нынешнего мешающий жителям округи и братьям нашим меньшим. В описании разработки проекта представлены десятки фотографических примеров, в которых сегодняшнее освещение бьёт мощными лампами прямо в окна соседних домов или подъезжающих автомобилей. В новом проекте проблема была решена.

Отделка конструкций, формирующих внешнее тело здания — это, прежде всего, кирпич стандартных размеров и открытая сталь. Светлый материал наверху смотрится воздушным, дополняя правильное тектоническое строение сооружения: внизу более крепкий на вид материал, а выше — более лёгкий. Этот момент дополнительно усиливает приземистую посадку футбольного храма.

Стадион окружен солидным пластом кирпичной архитектуры. Похожий выбор материала поможет более органично вписать строение в городскую среду. Волноваться по поводу кирпича не стоит — работать с ним в Англии умеют прекрасно. Для создания нужной кладки был разработан отдельный документ, содержащий 11 пунктов требований к определённым ее характеристикам.

В итоге имеется целый ряд решений, направленных на то, чтобы визуально уменьшить стадион, дабы он не отнимал слишком много внимания у зданий поблизости, более органично вписывался в застройку и лучше соответствовал человеческому масштабу.

Также были проработаны нюансы, заметные в приближении к арене, когда она начинает нависать над головой. В местах, где стены городской застройки близко подступают к стадиону, низ рёбер был «подпилен». Это сделано затем, чтобы придать грубым стенам более ощутимый человеческий масштаб. На то была и более практичная причина — таким образом архитекторы отвоевали у пространства ещё один метр ширины прохода. Уровень мощения из натурального камня снижается от стадиона к стенам — там организуются дренажные каналы.

Посетители смогут прогуляться в галереях у главных входов, наслаждаясь зеброй из тени, изяществом полуарок, игрой пятен кирпичной кладки и видом гигантских модерновых люстр. Скажите, видели ли вы на стадионах что-либо подобное?

Внешний контур обслуживающих помещений и коридоров выходит открытыми в пол проемами на боковые проходы вокруг стадиона и галереи. Часть проёмов прикрыта стеклом, другие —дополнительно закрыты изящной кованой решеткой. Солидный чёрный металл будет радовать глаз проходящих мимо фанатов, и вот сюрприз — прутья этой решетки эстетически являются переработанным посохом аббата Вестминстера, который красовался в лапах льва на эмблеме «Челси» с 1953-го по 1986-й год.

Стена из рёбер просвечивается, открывая взгляду лестничные клетки на входах, сигнализирующие посетителям об определённой логике движения.

Монолитные лестницы, открытые свежему лондонскому воздуху, ведут на различные этажи во внутренние коридоры-галереи, интерьеры которых обладают толикой индустриального духа. Из коридоров можно попасть на трибуны или в помещения клуба, кафе и так далее.

Последний этаж у западной трибуны. Посетители не обделены светом от лондонского неба.

Кирпичные стены оборуюдуются скользящей подсветкой, выявляющей характерную фактуру материала.

Волноваться за то, что внешний вид будет испорчен указателями и баннерами, не стоит, потому что оттенки синего прекрасно просочетаются с «тёплым» кирпичом. К тому же было указано определённое направление, по духу похожее на избранное для «Краснодара».

Получилось создать дизайн, который проявляет дружелюбность к человеку и даже приятен на ощупь: здесь не синтетика и не холодная сталь — а камень. Притом наличие множества галерей, выходящих проемами на город, позволяет посетителям наслаждаться видом и правильнее оценивать свое положение в пространстве.

Reception — входные зоны. Hospitality Lounge — общественные помещения. Hospitality Boxes — вип-помещения, конференц-залы. MEP — технические отделения — установки комбинированной генерации электроэнергии и тепла, вытяжные каналы, установки нагрева и распределения воды и так далее. Mineline — магистральный канал для поездов.

Media — помещения для работы СМИ. Players — комплекс помещений для футболистов.

BOH — служебные помещения. Egress Stairs — лестницы выхода.

Новая оболочка по сути «съела» прежнюю структуру помещений, оставив похожий принцип их комплектования, но добавив больше простора, естественного освещения и целый комплекс под землёй.

Теперь коротко о главном. Все трибуны сохранят своё положение, претерпев небольшие изменения в габаритах. Так как вверх подниматься было нельзя, то теперь углублённое на 4 метра вниз поле позволит построить новый нижний ярус. Традиционно и вынужденно сидения вплотную подступают к полю.

Число мест для общего посещения возрастет примерно на 13000, а мест корпоративного сегмента — на 4600. Число мест для людей с ограниченными возможностями останется прежним — 3000.

Общий внутренний облик довольно сильно изменен — косые линии завершения, продиктованные экстерьером, создают образ современного и динамичного интерьера. Наружную часть симпатичной конструкции из рёбер, цепляющих крышу над полем, видно прямо с трибун.

Не так давно на «Бридж» установили новейшую систему освещения, достаточно хорошую, чтобы о ней не забыли упомянуть в новостях. Будущая подсветка поля будет еще эффективнее. Нет никаких громоздких креплений фонарей — всё очень лаконично.

Стены станут толще, чтобы лучше удерживать звук, а кровля обещает использовать последние инновации в акустике, возвращая весь шум на поле. Тогда-то слова Елагина «ревёт Стэмфорд Бридж!» будут иметь под собой реальное основание.

Очень важно было разработать новый генеральный план местности. В итоге получившийся скелет пеших путей станет намного удобнее прежнего, потому что планировщики отдельно позаботились о связях стадиона с окружением. Например, к «Фулхэм бродуэй», ближайшей станции метро, напрямую проложат полноценную аллею! Сейчас это едва проходимая территория с открытой железной дорогой. К тому же сами проходы стали более удобными благодаря куда более ровному внешнему контуру арены.

Планировалось осуществить связь территории стадиона с Бромптонским кладбищем посредством небольшого моста, однако подтверждение соединения можно было увидеть только на одном из ранних изображений.

Также новая аллея порадует тех, кто посетит зону над железной дорогой у северо-восточной части арены. Там же, только на юго-востоке, будет создан перепад в уровнях земли — эта сторона обеспечит отличные виды на уютную площадь перед стадионом, где смогут разместиться летние кафе и прочие городские активности. Торец этой террасы представляет собой систему арок на манер виадука, которые обеспечивают доступ к пространству под террасой и под площадью, где расположатся клубный музей и магазин.

Аллеи над железными дорогами будут открыты для посетителей только в дни проведения матчей. Доступ к ним будет осуществляться через стилизованные ворота, на разработку которых уже открыт конкурс. Остальные проходы около арены станут работать в определенное время дня, а вот площадь перед стадионом будет свободна постоянно, неся службу местным жителям.

Прокладка пеших путей над участками железных дорог также помогает с решением вопроса снижения шума на конкретной местности, ведь теперь поезда будут миновать район, скрываясь в тоннелях.  

Часть членов совета по согласованию реконструкции была обеспокоена тем, что исчезнут 59 существующих ныне деревьев. Данный вопрос еще будет обсуждаться, но в силу создания новых аллей, а также озеленения основной территории, проблема не окажется значительной.

Пока для озеленения выбраны лишь несколько пород деревьев и кустарников: береза пушистая, сосна обыкновенная, вишня птичья, осина обыкновенная, ломонос виноградолистный, шиповник полевой. Но до утверждения конкретной ландшафтной палитры отрабатываются варианты из более чем 95-ти наименований. В итоге количество высаженных видов растений будет удовлетворять требованиям экологов по части увеличения биоразнообразия.

Планируется повсеместное вертикальное озеленение ограждающих территорию стен, в том числе мемориальной. Целей четыре: биоразнообразие, эстетика, подавление шума и улучшение кондиционирования воздуха.

Рендер выше показывает плавные разводы на тротуарной плитке — это рисунок свободной формы посредством изменения ее цвета, вдохновленный ручьём, который протекал в этих местах, впадая в Темзу, пока не был превращен в канал в 1828-м. А в 1863-м канал был заменён на железнодорожную магистраль.

Подъезды к стадиону, парковки и все сопутствующие коммуникации разместятся под землей, дабы сэкономить пространство и не загрязнять воздух у арены. Всего парковочных мест 190, среди них 23 парковочных места для инвалидов. Также предусмотрено 427 мест для парковки велосипедов. За год планируемое число машиномест снизилось на 60, так как у властей есть планы по уменьшению количества вредных выбросов в городе.

Были учтены и любопытные нюансы, как то: при строительстве клуб будет обязан позаботиться о создании на территории новых домиков для птиц и летучих мышей, чтобы те смогли комфортно пережить период реконструкции и продолжили служить на благо развития биоразнообразия. Необходимые сооружения предлагается разместить, используя деревья на территории стадиона и в округе.

Проект по большей части восхитил всех, кто входил в комитет по согласованию. Теперь помешать строительству может только мэр Лондона, но сообщалось, что в «Челси» уже работают над этим и глава города проявляет лояльность.

Было трудно. Количество соблюденных требований огромно. Проектировщики вынуждены были исследовать целые тома нюансов, безумно балансируя между жесткими условиями. Данный проект стадиона сложнее, продуманнее и наполнен большим количеством причинно-следственных связей, чем множество иных в мире, и он становится тем лучше, чем больше его понимаешь. Создаётся впечатление, что объект и должен быть таким, будто его не придумали, а просто «открыли». 

Коллективными усилиями удалось совершить то, что люди, до новой попытки работавшие над проблемой более 5-ти лет, попросту считали невозможным. Под маской реконструкции сокрыто строительство совершенно новой арены с сохранением определенных реликвий. H&M совместно с LDS и общественностью, бесспорно, создали настоящее произведение архитектурного искусства, которое отлично послужит и команде, и фанатам, и городу.

***

Мероприятие по утверждению подошло к концу. «Великолепное здание, абсолютно великолепное», — так советники, расходясь, между собой по инерции обсуждали новый проект, за который положительно проголосовало 70% членов фанатской организации.

«Архитектура нового стадиона обогатит городской ландшафт и добавит эстетики нынешней эклектичной коллекции зданий. Однородный стиль перестроенной арены создаст немедленно распознаваемый ориентир, определяя ясную идентичность для футбольного клуба на его исторически домашней земле. Проект был разработан как чуткий ответ на контекст, учитывая многие комментарии, полученные во время проведенных консультаций. После того, как стадион будет построен, он положительно преобразует качества района». — прокомментировали «Herzog & de Meuron». 

По самым свежим прогнозам, последнюю игру своей команды на старой арене болельщики смогут увидеть в мае 2019-го года. Произойдет прощание, а спустя время, к сезону 2022–2023, стадион будет готов. Существует ограничение сроков — с учетом возможных задержек необходимо закончить строительство не позднее января 2024-го.

Нам остаётся только выдохнуть и ждать начала новой главы в истории клуба. В первый матч на новой арене с трибун подадут голоса шестьдесят тысяч человек. Поздравляю.

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий