Человек, попавший во внештатные ситуации, быстрее спасет себя и поможет другим, если он «вооружен» хотя бы теоретическими знаниями, как действовать при авиакатастрофе. Ведь не секрет, что большинство людей гибнет по вине паники и давки, когда все устремляются к традиционному выходу из самолета, не принимая во внимание запасные пути спасения.
Если сравнивать самолет с автомобилем, то существует существенная разница, когда самолет врезается в стандартное сооружение или транспортное средство, он не останавливает свое движение, а несется дальше по инерции, что спасает пассажиров от резкого ударного воздействия.
При других случаях возникновения аварийной ситуации во время полета, экипаж самолета склоняется к решению о вынужденной посадке где-нибудь в безлюдном месте. В этом случае стараются посадить самолет на относительную ровную поверхность, в крайнем случае, на лес. Конечно же, травматизм и количество жертв, в этом случае, возрастает, но если не произошло возгорание салона самолета, и он остался целым, то шансы на спасение значительно увеличиваются.
Существует ряд типичных аварийных ситуаций при авиаперевозках. В воздухе надо не только знать как вести себя правильно в каждой из них, но и мысленно прокрутить свой план спасения на всякий случай. Это дает больше шансов на спасение, чтоб память не отказала вам в самую трудную минуту.
ДЕКОМПРЕССИЯ. Вы самостоятельно сможете всегда определить, что произошла быстрая декомпрессия, которая сопровождается оглушительным ревом, салон наполняется туманом. Идет резкое снижение видимости. Вы почувствуйте, как из ваших легких выходит весь воздух, появиться звон в ушах, начнет болеть кишечник.
Не дожидаясь команды, быстро наденьте на себя кислородную маску, следуя инструкциям стюардессы в начале каждого полета, где идет речь о том, где находятся маски и как ими правильно пользоваться.
Не пытайте оказывать помощь другим, пока сами не будете в маске, даже если вы спешите на помощь ребенку — вы оба быстрее окажитесь без воздуха и вам обоим придется оказывать помощь.
При декомпрессии экипаж начинает резко исправлять ситуацию, резко снижая высоту полета. Поэтому при первых признаках декомпрессии сразу же наденьте кислородную маску, сядьте в кресло, пристегнитесь и приготовьтесь к резкому снижению.
АВАРИИ ПРИ ВЗЛЕТЕ И ПОСАДКЕ. Эти ситуации не возможно прогнозировать, поэтому предварительные меры безопасности не будут никогда лишними перед каждым взлетом.
Например, верхняя одежда спасет вас от ожогов во время пожара, обувь защитит вас, если вам придется выпрыгивать из самолета на осколки горящий пластик. Рекомендуем женщинам в туфлях на шпильках, снять их перед надувным аварийным трапом, а после сразу же одеть их. Не забудьте снять очки, шарф, галстук, заколки — все то, что представляет опасность при аварийной эвакуации из салона самолета. Опасна даже элементарная авторучка в кармане пиджака при экстремальной ситуации.
Тщательно подгоняйте по себе ремень безопасности. Ремень должен быть плотно закреплен на ваших бедрах. Не лишним будет перепроверить, нет ли тяжелых чемоданов на полке над вашей головой.
Не забудьте принять специально разработанную фиксированную позу в случае аварии: согнитесь и плотно прижмитесь головой к свои коленям, обхватив их руками, ноги твердо поставьте на пол, выдвинете их как можно дальше вперед, но ни в коем случае не под впередистоящее кресло, которое может заклинить во время аварии. Лучше положите на это кресло руки крест на крест и прижмите свою голову к ним, вытяните ноги и упритесь. Будьте внимательны — обе позы принимаются, если ремень пристегнут. В момент удара самолета о землю максимально напрягаемся и готовимся к значительной перегрузке не зависимо от ее направления — вперед или вниз.
Аварийные выходы стандартно находятся с левой или правой стороны фюзеляжа и имеют заметную даже на большом расстоянии маркировку. Во время инструктажа стюардессы перед полетом, глазами найдите ближайший аварийный выход к вашему креслу и представьте ваши действия по пути к нему, если же вы находитесь вблизи от аварийного люка, то от вас зависит, сможете ли вы его вовремя открыть для спасения своей жизни.
Однако не всегда получается открыть ближайший к вам аварийный выход в случае деформации фюзеляжа или открытого пламени снаружи, необходимо знать расположение всех путей спасения.
При любых неполадках за бортом, не ждите команд, примите фиксированную позу, ни в коем случае не вставайте со своего места до полной остановки самолета и не впадайте в панику.
ПОЖАР НА БОРТУ САМОЛЕТА. Во время пожара у вас будет в запасе одна-две минуты после приземления на выход из самолета. 20% всех аварий самолетов сопровождаются пожарами различной локализации, но при этом свыше 70% пассажиров при правильной организации эвакуации во время пожара остаются в живых.
Обязательно помните расположение аварийных выходов, потому что во время пожара дым не только мешает дышать, но и ухудшает видимость указателей. После посадки самолета немедленно отправляйтесь к ближайшему аварийному выходу:
— защитите кожу подручными средствами (верхней одеждой, шапкой, пледом);
— не дышите дымом, пригнитесь как можно ниже или даже опуститесь на четвереньки при необходимости, помня, что главная опасность — это дым, а не огонь;
— снимите немедленно чулочные изделия из капрона, которые при расплавлении оставляют тяжелые ожоги;
— не стойте в очереди к выходу, если она не двигается, переключите свое внимание на другие выходы, и если проход невозможен, двигайтесь по креслам, опуская их спинки вниз;
— перед вылетом не лишним будет посчитать кресла до аварийного выхода, чтобы в случае задымления салона на ощупь добраться до выхода;
— не берите с собой вашу ручную кладь — главное спасение вашей жизни!
— не открывайте аварийные выходы, где снаружи виден огонь или дым;
— будьте максимально собраны и решительны, подавляйте любые вспышки паники, старайтесь максимально помочь стюардессе во время эвакуации;
— соблюдайте меры предосторожности, представляя, что вы едите в бензовозе, чтобы не стать самим причиной пожара;
ПОСАДКА НА ВОДУ. Для спасения при аварийной посадки самолета на воду необходимо знать особенности плавучести вашего самолета, чтобы не броситься во время паники к аварийному выходу, находящемуся в данный момент под водой, и где находятся спасательные жилеты и плоты.
У вас будет в запасе время около 10-40 минут перед затоплением самолета, но если поврежден фюзеляж, то время значительно сокращается. После приводнения надо спустить спасительные плоты, которые должны надуться автоматически при сбрасывании.
При авиакатастрофах опасно два типичных состояния пассажиров — это или паника, или апатия. По статистике, оцепенение среди пассажиров в экстренных ситуациях встречается чаще, чем паника. Помните об этом, и ни при каких обстоятельствах не опускать руки и до последнего бороться за свою жизнь.