Российская официальная статистика продолжает фиксировать бурный рост российской экономики, который, однако, не замечают ни население, ни бизнес.
По итогам II квартала российский ВВП увеличился на 2,5% — это рекордный показатель с 2013 года, указывает Центробанк РФ в бюллетене «О чем говорят тренды». Квартал к кварталу экономика прибавляет 0,7% — в 1,5 раза больше предварительной оценки. В значительной степени статистический рывок является «отложенным эффектом от роста нефтяных цен», объясняет центробанк: в 2016 году «черное золото» подорожало вдвое, а экономика России, где от нефти зависит 60% валютных доходов, реагирует на колебания рынка с опозданием примерно на полгода, сообщает Finanz.
Между тем, долларовый дождь, который пролился над сырьевыми корпорациями, до населения и реального сектора экономики не дошел. Так, опрос, проведенный Центробанком в августе, показал: 88% россиян не замечают экономического роста на уровне своих карманов, даже несмотря на то, что его темпы достигли 4-летнего максимума. Лишь 12% населения говорят, что их материальное положение за последний год стало лучше.
Каждый четвертый жалуется на то, что финансовое положение его семьи продолжает ухудшаться. Больше половины — 56% — жалуются, что изменений в лучшую сторону после рекордного с 1990х годов обвала уровня жизни — нет.
После обвала на 12,7% за два года спад доходов в реальном выражении к июлю, по оценке Росстата, замедлился до 0,8%. Но этот успех — результат рекордно низкой инфляции, которую видит официальная статистика, но не замечают люди. Население оценивает рост цен в 3,5 раза выше, чем Росстат, — на уровне 11,3%, показал опрос ЦБ. Две трети заявили, что цены растут, а их доходы — нет. 40% населения жалуются, что дорожают услуги ЖКХ, треть видят рост цен на мясо и рыбу, столько же — на молоко.
Росстат видит в экономике дефляцию — цены в августе снизились не беспрецедентные 0,5%, но существует эта цифра лишь на бумаге, комментирует старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова: служба госстатистики традиционно мониторит узкую группу товаров, которая практически не учитывается потребителем на полках магазинов — это большая расфасовка продукта без бренда.
«Факта сезонного снижения цен на капусту и картофель отрицать, конечно же, нельзя, но стоимость других продуктов, чья цена мало зависит от календаря, продолжает плавно расти. Так же, как растут цены на продукцию под брендами и торговыми марками. Именно поэтому потребитель практически не замечает этой информации о дефляции в своем кошельке. Там все как было достаточно печально, так и осталось», — объясняет эксперт.
Со своей стороны, аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев напоминает, что растет налоговая нагрузка, цены, тарифы ЖКХ, бензин и другие энергоносители.
То же самое — на уровне бизнеса: несмотря на то, что формально налоги не повышаются, на деле сборы растут, добавляет экономист ФК «Уралсиб» Алексей Девятов.
Это происходит за счет имущественных налогов (после перехода на кадастровую оценку земли и объектов недвижимости), отмены значительной части налоговых льгот (прежде всего по имущественным налогам) и улучшение налогового администрирования (что ведет к росту собираемости ряда ключевых налогов).
Как итог: рентабельность любого вида деятельности, кроме добычи полезных ископаемых и их транспортировки за рубеж падает. По итогам первого полугодия прибыль в несырьевом секторе экономики рухнула на 15,6%, а зафиксированный Росстатом обвал стал максимальным с весны 2014 года.
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник: