Череда отставок и назначений в регионах разрушила миф о том, что у Кремля есть какая-то цельная и единая для всей страны стратегия ротации кадров.
Все усилия властной элиты перенаправлены на решение главной задачи — проведение президентских выборов в марте 2018 года.
Количество уходящих в отставку региональных руководителей продолжает расти с каждым днем. Причем последние отставки ожидаются только ближе к середине октября. Ранее источники в Кремле утверждали, что «губернаторопад» закончится к 10 октября, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтверждал журналистам, что глава государства все еще продолжает заниматься «региональной проблематикой».
Начиналось все с разговоров о том, что Кремль намерен заменить всех «политических тяжеловесов» на «молодых технократов». По странному стечению обстоятельств, большинство этих технократов, что в Самарской, что в Нижегородской областях, что даже в Ненецком автономном крае, если верить слухам, оказались представителями команды главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова и его союзника в правительстве, министра промышленности Дениса Мантурова.
В СМИ даже появились утечки, в которых подробно рассказывалось о созданных командой первого замглавы кремлевской администрации Сергея Кириенко «инкубаторах», где якобы воспитывается на настоящий момент около 60 будущих региональных руководителей. При том, напомним, что всего в России 85 регионов.
Однако затем тенденция вдруг изменилась. Красноярский губернатор Виктор Толоконский, ранее возглавлявший Новосибирскую область, покинул свой пост, а исполняющим обязанности главы региона был назначен старожил местной политики Александр Усс, почти два десятилетия занимавший пост спикера красноярского заксобрания. Родившегося в 1954 году нового главу крупнейшего российского субъекта молодым явно не назовешь, но хотя бы в технократы, при желании, его записать можно.
А окончательно миф о том, что у Кремля есть какая-то цельная и единая для всей страны стратегия отставок и назначений, рухнул после отправки в Дагестан 68-летнего единоросса и бывшего высокопоставленного сотрудника милиции Владимира Васильева. Он стал врио главы региона после того, как Рамазан Абдулатипов сложил полномочия, сославшись как раз на необходимость «озеленения» кадров.
Неожиданной стала и добровольная отставка губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого. Точнее, кандидатура, подобранная на его место — врио главы региона стал Андрей Травников, работавший до этого мэром Вологды. Местные элиты не скрывают свой растерянности от такого решения Кремля. Первый вице-спикер новосибирского заксобрания и глава фракции «Единая Россия» Андрей Панферов признался изданию Тайга.инфо, что «обескуражен» назначением Травникова. При этом, правда, он уверен, что «президент РФ спонтанно ничего не делает».
Оказалось, что большая часть отставок явно не укладываются в рамки какого-то большого проекта, а выглядят как решения весьма индивидуальные, связанные вдобавок с лоббистскими усилиями самых разных кланов. Задачи этой перетряски кадров также весьма разнообразны. Показателен, например, уход со своего поста главы Приморского края Владимира Миклушевского. Его добивалась, как говорят, весьма разношерстная коалиция федеральных чиновников и просто близких к Владимиру Путину руководителей. Она же и начала решать свои прагматичные задачи практически сразу же после того, как был назначен новый и. о. губернатора Андрей Тарасенко, ранее возглавлявший крупную госкомпанию Росморпорт (а также успевший поработать в «Росатоме» под руководством Сергея Кириенко). Например, вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев публично заставил уволиться приморского чиновника, занимавшегося вопросами лесного хозяйства.
Другой пример — отставка губернатора Орловской области Вадима Потомского, которого заменили на другого представителя КПРФ — Андрея Клычкова. Многим это напомнило период, когда из Москвы одного за другим убирали потенциально сильных конкурентов Юрий Лужкова в борьбе на мэрских выборах. Теперь, похоже, аналогичным образом поступает команда Сергея Собянина, которая вполне могла пролоббировать переезд из столицы активного 38-летнего депутата Мосгордумы Клычкова, намеревавшегося побороться в сентябре 2018 года за пост градоначальника. По мнению тех, кто распространяет этот слух, в пользу такой версии говорит тот факт, что именно коммуниста, а не своих товарищей по либеральному политическому лагерю ранее вызывался поддерживать известный оппозиционер Алексей Навальный.
Возвращаясь к самому сложному случаю — Дагестану, можно сказать, что назначение туда Владимира Васильева выглядит как запутанная многоходовка. Во-первых, Кремль путем «утечки информации» в СМИ активно дает понять, что бывший правоохранитель отправлен в Дагестан бороться с местными кланами. Во-вторых, это вообще первый прецедент за весь период правления Владимира Путина, когда Москва отправляет руководить национальной республикой не местного политика. Тем более, что для этого эксперимента выбран Дагестан, где нет одной «титульной» национальности, из-за чего федеральный центр ранее всегда был вынужден поддерживать баланс интересов между лакцами, лезгинами, аварцами, даргинцами, кумыками и другими народами, населяющими эту самую многонациональную республику России.
Кроме того, переезд Владимира Васильева из Москвы, где он руководил фракцией «Единой России» в Госдуме, влечет за собой не только перестановки внутри доминирующей российской партии, но и вероятную отставку губернатора Псковской области Андрея Турчака. Дело в том, пост главы думской фракции ЕР скорее всего займет секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов, давний соратник нынешнего спикера Госдумы Вячеслава Володина (выборы пройдут 9 октября). Вот в его-то освобождающееся кресло в генсовете ЕР и хотят пересадить Андрея Турчака, передав руководство Псковской областью в руки очередного ставленника Сергея Чемезова. Причем для Вячеслава Володина назначение Турчака — явное аппаратное поражение, поскольку внутри партии тот, скорее всего, будет поддерживать неожиданно вернувшегося в 2016 году в большую политику бывшего министра внутренних дел и экс-спикера Госдумы Бориса Грызлова.
В целом же, как говорит источник, близкий к управлению внутренней политики кремлевской администрации, назначения новых губернаторов — это часть большой предвыборной стратегии власти. В нее же входят как усилившееся давление правоохранительных органов на Алексея Навального и его сторонников, так и информация о том, что за пост президента намерена побороться Ксения Собчак.
Участия Навального в президентских выборах Кремль допускать явно не намерен. Решение было принято еще летом 2017 года, но только теперь его принялись активно реализовывать. В частности, нашли Навальному «дублера», который согласится пойти на выборы «от либералов», чтобы оживить «голосование референдумного типа» в марте 2018 года. Так что в целом можно сказать, что Кремль, если и решает некую сейчас какую-то общую задачу, то она связана никак не с поиском каких-либо новых лиц, что на региональном, что на федеральному уровнях, а с предстоящими в марте 2018 года президентскими выборами, которые снова должно выиграть прежнее лицо.
Иван Преображенский
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник: