13792

Нетрадиционные формы уроков физической культуры как средство физического воспитания младших школьников

Реферат

1 Основные требования к уроку физической культуры [2. 3 Формы методы и приемы уроков физической культуры [3] Глава 2. Нетрадиционные формы проведения занятий физической культуры [3. [5] Нетрадиционные уроки по физической культуре формируют у детей умение

2013-11-17

34.62 KB

1 чел.


Чтобы скачать работу - расскажи о ней в социальной сети с помощью кнопок.

40

Содержание

[1] Содержание

[2] Глава 1. Урок как основная форма проведения занятий по физическому воспитанию школьников

[2.1] 1. 1 Основные требования к уроку физической культуры

[2.2] 1. 2 Содержание уроков физкультуры в начальной школе

[2.3]
1. 3 Формы, методы и приемы уроков физической культуры

[3] Глава 2. Нетрадиционные формы проведения занятий физической культуры

[3.1] 2. 1 Понятие о нетрадиционных формах проведения урока

[3.2]
2. 2 Классификация нетрадиционных уроков

[3.3]
2. 3 Значение нетрадиционных форм уроков

[4] Реализация активно-деятельностного подхода к организации обучения формирует у детей умение предпринимать правильные действия при ухудшении самочувствия, умение отказаться от вредных для здоровья привычек, использовать в повседневной практике правила личной гигиены, потребность в занятиях физическими упражнениями. В процессе непосредственной деятельности у учащихся и воспитанников происходит формирование представлений о собственной физиологической норме, о возможностях своего организма. Особое внимание уделяется воспитанию терпимости к физическим недостаткам других людей. Вовлечение родителей в образование своих детей, в создание здоровьесберегающего и здоровьевосстанавливающего образовательного пространства обеспечивается через развитие нормативно-правовой базы, регулирующей процесс взаимодействия учреждения с семьей. Обязательным является участие родителей в работе медико-психолого-педагогической комиссии (эквивалент постоянно действующего семинара), где совместно со специалистами разрабатывается система мероприятий для решения возникающих у ребенка проблем. (19, стр. 265)

[4.0.1] Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

[4.0.2] Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

[4.0.3] Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

[4.0.4] Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

[4.0.5] Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

[5] Нетрадиционные уроки по физической культуре формируют у детей умение предпринимать правильные действия при ухудшении самочувствия, умение отказаться от вредных для здоровья привычек, использовать в повседневной практике правила личной гигиены, потребность в занятиях физическими упражнениями. В процессе непосредственной деятельности у учащихся и воспитанников происходит формирование представлений о собственной физиологической норме, о возможностях своего организма. Сохраняется живой интерес к физической культуре, повышается мотивация следовать здоровому образу жизни.

[6]
Заключение

[7] Нетрадиционные уроки по физической культуре формируют у детей умение предпринимать правильные действия при ухудшении самочувствия, умение отказаться от вредных для здоровья привычек, использовать в повседневной практике правила личной гигиены, потребность в занятиях физическими упражнениями. В процессе непосредственной деятельности у учащихся и воспитанников происходит формирование представлений о собственной физиологической норме, о возможностях своего организма. Сохраняется живой интерес к физической культуре, повышается мотивация следовать здоровому образу жизни.

[8]
Приложение

[9] Занятия с использованием элементов йоги

[9.0.1] Спортивная игра «Прогулка с шариками»

[9.0.2] Содержание прогулки


Введение

По данным проведенной недавно диспансеризации детского населения России число здоровых детей катастрофически падает. Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. В Федеральном законе «Об образовании», «Концепции модернизации …» основными задачами выдвигаются: обеспечение активной адаптации личности к жизни в современном обществе; формирование ответственности за собственное благополучие и необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовывать; формирование ценностного, ответственного отношения к собственному здоровью, культуры здоровья; обучение навыкам здорового образа жизни. Категория «здоровье» непосредственно связана с категорией «качество образования». 

Сегодня же мы вынуждены применять понятие «здоровье» в основном к нездоровым детям, т.к. в настоящее время число здоровых детей школьного возраста в целом по стране не превышает 10%. Только в Тюменском регионе 40-45% детей имеют различные функциональные отклонения в здоровье, 
25 % - страдают хроническими заболеваниями, среди которых наиболее распространенными считаются патология верхних дыхательных путей, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата. При этом уровень сложности образовательных программ возрастает, а классно-урочная форма обучения остаётся основной. (9, стр. 122)

Переутомляемость детей на уроках связана в первую очередь вовсе не с объемом изучаемого материала, а с самой ситуацией урочной подневольности, ситуацией несвободы, преобладанием транслирующей формы обучения, зачастую неумением педагогов применять деятельностные, событийные формы обучения. Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа, стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спортзалов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах.

Необходимость использования достижений спортивной науки для решения методологических проблем физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста неоднократно отмечалась многими авторами. (Бальсевич В. К, Дворкина Н. И. Лубышева Л. И.)

В науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы - это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.
От выбора и характера использования того или иного метода зависит, будет ли учебный труд для детей радостным и интересным или обременительным, выполняемым лишь для отбытия повинности. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость, в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю. Усиление связи обучения с жизнью, с производительным трудом выдвигает на первый план вопрос об усилении воспитательного воздействия методов обучения, о связи и единстве воспитательной и образовательной работы. И это опять-таки требует усовершенствования общеизвестных учебных методов и разработки новых, более рациональных. (15, стр. 78)

Актуальность: в настоящее время остро встала проблема поиска таких путей, форм, методов, приёмов преподавания технологии в начальной школе, которые позволили бы наиболее полно и качественно развивать мышление учащихся.

Объект: физическое воспитание младших школьников.

Предмет: нетрадиционные уроки физической культуры как средство воспитания младших школьников.

Цель – изучить нетрадиционные формы уроков физической культуры как средство физического воспитания младших школьников.

Задачи:

  1.  рассмотреть основные особенности урока как формы организации физического воспитания младших школьников;
  2.  определить понятие нетрадиционного урока физической культуры
  3.  классифицировать основные виды нетрадиционных уроков физической культуры для младших школьников;
  4.  определить значение нетрадиционных уроков физической культуры в системе физического воспитания младших школьников.

Глава 1. Урок как основная форма проведения занятий по физическому воспитанию школьников

1. 1 Основные требования к уроку физической культуры

Цели урока физической культуры:

  1.  Оздоровительная - решает проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка.
  2.   Воспитательная - органически взаимосвязана с физическим и духовным развитием дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания.
  3.   Образовательная - обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.

Общая тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Физическое воспитание находится  в  постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом — повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия. (3, стр. 167)

Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для выполнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо вместе с тем и как условие  дальнейшего совершенствования: по мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки.

Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физического воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия — в том числе если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление,—то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и «сверхвосстановления».

Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту  же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке биологические сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит «экономизация функций»: функциональные возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом и состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

Но, как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать «избыточную компенсацию», она уже не может служить основным фактором положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение его функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания.

Условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок. Основные условия повышения требований в процессе физического воспитания уже рассматривались в связи с анализом принципов доступности, индивидуализации и систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет  вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможностей организма. Непременными условиями являются также последовательность, регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Следует подчеркнуть также значение прочности приобретаемых  навыков и адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств. (12, стр. 88)

Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу, не одномоментно. Необходимо определенное  время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий, уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.

Динамика нагрузок должна характеризоваться  постепенностью. При этом возможны различные формы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно- восходящая, ступенчатая и волнообразная. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различных этапах физического воспитания.

На основании цели оздоровительного направления необходимо решение следующих задач:

1. Формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, мероприятиям. Широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня; наличие благоприятных условий для разнообразной двигательной деятельности.

2. Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.

3. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья. Реализация этой задачи основана прежде всего на знании особенностей высшей нервной деятельности ребенка, других его физиологических особенностей, в частности нервно-мышечного аппарата, а также индивидуальных проявлений в развитии детей. Знание этих факторов позволяет выделить основной принцип подбора и назначения упражнений, определить соответствующие целевые установки.

На основании цели воспитательного направления путем проникновения воспитательных мер в двигательную сферу ребенка достичь положительных результатов в формировании личности необходимо решение следующих задач:

1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора подвижных игр и физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

2. Создавать условия для выполнения подвижных игр и физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость.

3. Научить детей ухаживать за спортивным оборудованием, инвентарем, пользоваться им. Постоянно напоминать им о необходимости бережно относиться к своей и общественной собственности.

4. Вести борьбу с индивидуализмом, эгоизмом, несправедливостью.

5. Влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, стойкости, формированию осанки, изяществу, ловкости, грациозности и уверенности в движениях.

6. Создавать условия для проявления положительных эмоций.

Характерными чертами уроков, отличающими их от других форм физического воспитания, являются следующие:

Явно выраженная дидактическая направленность, обусловленная решением общеобразовательных задач

Руководящая роль учителя, направленная на преподавание предмета и воспитание учащихся

Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки

Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность

Уроку присущи все перечисленные черты, что создает благоприятные возможности для достижения цели обучения в школе – подготовки всех учащихся к самостоятельной трудовой жизни, формирования у них потребности и умений регулярно заниматься физическими упражнениями для укрепления здоровья и поддержания высокого уровня физической подготовленности в течение всей жизни.

Построение такого обучения обусловливает необходимость выполнения определенных требований к современному уроку физической культуры.

Учитель обязан обеспечить высокий идейный уровень каждого урока путем обеспечения умелой связи изучаемого предмета с трудовой деятельностью учащихся в будущем.

Каждый урок должен быть тесно связан с предыдущими и последующими, создавая, таким образом, систему уроков

Современный урок отличает хорошая организация самостоятельной деятельности учащихся. Учитель последовательно вооружает их умениями и навыками учебной работы, приемами самообразования и самоконтроля, добивается формирования культуры движений, воспитывая тем самым потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями

Показательным для современного эффективного урока является разнообразие организационных форм, средств, методов и приемов, используемых учителем. Занятия нельзя строить по раз и навсегда избранному шаблону. (16, стр. 182)

Непременным условием эффективности является необходимость достижения оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении каждого урока.

Учителю следует обеспечить функционирование на каждом уроке гибкой информационной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся, которая органически должна впитаться в каждую его часть и использоваться для оценки хода и итогов процесса обучения и развития физических качеств.

Высокие требования предъявляются к условиям проведения уроков, как учебно-материальным, так и гигиеническим, эстетическим и морально-психологическим

Все эти требования вытекают из общих и методических принципов физического воспитания и являются обязательными при проведении уроков во всех классах.


1. 2 Содержание уроков физкультуры в начальной школе

Урок физической культуры является основной формой занятий физическими упражнениями, в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры – всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни. Уроки в начальных классах отличаются имеют свои характерные особенности. Остановимся на основных особенностях организации уроков в этот период.

В этот период применяются разнообразные методические приемы, содействующих направленному развитию двигательных способностей, координационные способности необходимо сочетать с воспитанием скоростных, скоростно – силовых способностей, выносливости и гибкости.

В связи с увеличением индивидуальных различий учащихся необходимо дифференцировать задачи, содержание, темп программного материала, оценку их достижений.

При выборе содержания и методов проведения урока нужно учитывать половые особенности, целесообразно сочетать сообщение знаний с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность. (15, стр. 90)

На уроке должны реализовываться межпредметные связи (физической культуры с физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.).

Воспитательные задачи важно решать на основе принципов деятельностного и личностного подходов.

Занятия целесообразно проводить на открытом воздухе, это способствует укреплению здоровья.

Оценка успеваемости производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели.

В процессе обучения физической культуре у учащихся наряду с развитием определенных физических качеств получают теоретико – методические основы физической культуры.

К ним относятся:

  •  основы истории физической культуры и спорта;
  •  основы обучения двигательным действиям;
  •  основы воспитания физических качеств;
  •  психологические основы физической культуры;
  •  анатомо – физиологические основы мышечной деятельности;
  •  основы гигиены физического воспитания и закаливания, профилактика травматизма;
  •  основы тестирования, самоконтроля и взаимоконтроля.

Особенностью урочных форм занятий с детьми в начальных классах школы является большое количество игровых элементов в уроке, постепенное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

В этой связи для группы учащихся и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений.

Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов необходимо учитывать и половые особенности учащихся.

Соотношение практических методов: игрового и строго регламентированных упражнений примерно равное.

Например, при развитии у учащихся быстроты следует включать в уроки упражнения по мгновенному реагированию на различные сигналы, преодолению коротких расстояний за минимальное время, подбирать упражнения, вызывающие быстрые перемещения, скорость действия, частоту движений (старты, бег на короткие дистанции, челночный бег, прыжки через скакалку, подвижные игры и т.д.). При развитии силы используются упражнения общеразвивающего характера без предметов и с предметами (лазание по канату, подтягивание, упражнения на гимнастических снарядах,). Выносливость развивается при помощи специальных упражнений (бег на средние дистанции, кроссы, бег на лыжах, подвижные игры и т.д.).


1. 3 Формы, методы и приемы уроков физической культуры

Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия. В процессе таких учебных занятий изучается учебная дисциплина «Физическая культура» -  структурная единица системы образования. Физическое воспитание осуществляется в процессе семейного, внешкольного, специального, дополнительного образования в процессе самовоспитания. (11, стр. 19)

Социально значимыми  результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся. знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимые для физического самовоспитания, формирования здорового образа жизни, культурной организации свободного времени. К ним относятся также физическое и духовное оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическая реабилитация и релаксация.

Звеньями физического воспитания детей в школе являются:

  •  Классно-урочная система занятий, проводимых в виде уроков физической культуры 2 раза в неделю в каждом классе;
  •  Физкультурно-оздоровительные мероприятия в течении учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене);
  •  Внеклассная работа включающая занятия в кружках физической культуры (1 – 4 классы),  группах ОФП и ГТО, секциях по видам спорта, спортивные соревнования, массовые игры, туристские походы и слеты;
  •  Ежедневное занятие физическими упражнениями в группах продленного дня.

Эта система дополнятся формами организации физического воспитания во внешкольных учреждениях:

  •  Систематические учебно-тренировочные занятия и спортивные соревнования, проводимые в секциях детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), добровольных физкультурно-спортивных обществ (ДВСО), по месту жительства различного типа летних лагерей отдыха;
  •  Массовые игры, конкурсы, спортивные развлечения, экскурсии и походы, организуемые детскими секторами парков культуры и отдыха на спортивных и туристских базах.

Формами организациями физического воспитания детей в семье могут быть:

  •  Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, процедуры закаливания);
  •  Самостоятельные занятия физическими упражнениями по типу спортивной тренировки, выполнение домашних заданий по физическому воспитанию;
  •  Самостоятельные игры, прогулки, походы, спортивные развлечения, в т.ч. с участие взрослых, в выходные и каникулярные дни;
  •  Участие семей в соревнованиях, проводимых по месту жительства.

По признаку обязательности все эти формы подразделяются на обязательные и добровольные. К первым относятся лишь уроки физической культуры (классно-урочная система занятий).

По признаку организации обучения и воспитания перечисленные формы могут быть или урочными или неурочными. (2, стр. 321)

Основными признаками урочных форм организации занятий, примером которых служит школьный урок физкультуры и учебно-тренировочные занятия в секциях являются: наличие квалифицированного педагогического руководства, определяемое учебной программой содержание урока с установкой на решение системы преемственных педагогических задач; обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки, обязательная оценка результатов деятельности; систематичность проведения занятий по стабильному расписанию; относительно стабильные о однородный по возрасту и подготовленности состав занимающихся.

Наличие перечисленных признаков делает урок наиболее эффективной формой организации систематических занятий.

Внеурочные формы организации занятий не обладают всеми признаками урока. Например, при наличии педагогического руководства проведение туристских походов имеет эпизодический характер, проведение соревнований не имеет строгого ограничения во времени, состав занимающихся не постоянен и т.д.

Из всей совокупности представленных форм следует выделить в качестве основной классно-урочную систему занятий по предмету «физическая культура». Ее ведущее положение в системе организации физического воспитания детей обусловлено следующим: обязательностью уроков для каждого ученика, обеспечивающей наибольшую массовость занятий физическими упражнениями; возможностью решения всего комплекса задач физического воспитания в органическом единстве; обеспечением планомерности, целенаправленности и разносторонности педагогических воздействий на организм и личность учащихся; оптимальным соответствием осуществляемого учителем физического воспитания его закономерностям; полнотой и научной обоснованностью содержания учебного материала, усвоение которого способно обеспечить требуемый уровень здоровья, физического развития и образования.

Другие формы организации физического воспитания дополняют основную разнообразием средств и методов, увеличивая тем самым объем двигательной активности и создавая предпосылки воспитания.

Средствами физического воспитания являются 1)физические упражнения; 2) естественные силы природы;3) режим питания, труда и отдыха; 4)утренняя гимнастика; 5)разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы.

Методы – это сумма приемов, которые применяются для решения конкретных задач. Средства и методы занятий физической культурой находятся в неразрывном единстве.

В процессе физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения. Диапазон применения физических упражнений исключительно широк. Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательного стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно. (5, стр. 29)

Большое значение в физическом  воспитании учащихся имеют методы убеждения и положительного примера. Эти методы используются прежде всего  в процессе организации  физических упражнений учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъясняется  значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и лекций, а также в процессе индивидуальной разъяснительной работы с учащимися по вопросам физического воспитания.

Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.

Таким образом к уроку физической культуры в начальных классах выдвигаются следующие требования:

  •  Обеспечение  высокого идейного уровня каждого урока путем обеспечения умелой связи изучаемого предмета с трудовой деятельностью учащихся в будущем;
  •  Каждый урок должен быть тесно связан с предыдущими и последующими, создавая, таким образом, систему уроков
  •  организация самостоятельной деятельности учащихся.
  •  разнообразие организационных форм, средств, методов и приемов, используемых учителем.
  •  достижение оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении каждого урока.
  •  функционирование на каждом уроке гибкой информационной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся, которая органически должна впитаться в каждую его часть и использоваться для оценки хода и итогов процесса обучения и развития физических качеств.

Уроки в начальных классах отличаются имеют свои характерные особенности. В этот период применяются разнообразные методические приемы, содействующих направленному развитию двигательных способностей, координационные способности необходимо сочетать с воспитанием скоростных, скоростно – силовых способностей, выносливости и гибкости. Необходимо применять большое количество игровых элементов в уроке, постепенное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия. Также используются физкультурно-оздоровительные мероприятия в течении учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене); внеклассная работа включающая занятия в кружках физической культуры (1 – 4 классы),  группах ОФП и ГТО, секциях по видам спорта, спортивные соревнования, массовые игры, туристские походы и слеты; ежедневное занятие физическими упражнениями в группах продленного дня.

Большое значение в физическом  воспитании учащихся имеют методы убеждения и положительного примера, методы одобрения и осуждения и др.

Глава 2. Нетрадиционные формы проведения занятий физической культуры

2. 1 Понятие о нетрадиционных формах проведения урока

В последнее время во многих публикациях в  научно- педагогических журналах, а также среди  учителей  приобрело  распространение понятия так называемого «нестандартного урока. Если их проанализировать с точки  зрения  характеристических  признаков формы, то нетрудно заметить, что среди них нет  ни  одного,  который  нельзя было бы отнести к уроку  определенного  типа  или  к  иной  известной  форме учебного  занятия.

В нетрадиционных формах уроков по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на традиционном уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом. (18, стр. 329)

Занятия  на нетрадиционных уроках по физкультуре  также имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями ,вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета  занятий, установки  на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных  склонностей, интересов, способностей занимающихся.

Особенности нетрадиционных занятий по физической культуре:

- многие учителя стараются применять творческий тип усвоения знаний;

   - чем меньше возраст учеников, тем больше технологической  должна  быть структура занятия;

   - применение типа обучения зависит от основных дидактических условий;

   - все  активнее  внедряются  обновленные  формы  и  методы  организации

     познавательной деятельности  учащихся начальных классов.

Занятия, организуемые в условиях нетрадиционных форм физкультурного движения более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям  (спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо физкультурно–кондиционная  тренировка, либо занятия, направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.) Это обусловливает  своеобразие используемых форм урочных занятий. В различных ситуациях они значительно различаются, в частности, по соотношению структурных элементов, способам организации активности занимающихся, уровню и динамике предъявляемых нагрузок, объему и характеру распределения затрат времени.

Для того, чтобы успешно решать задачи физического воспитания необходимо, чтобы и не нетрадиционных уроках по физкультуре  ученикам предлагалась достаточная нагрузка, которая, с одной стороны,  несла бы кумулятивный эффект и, с другой стороны, не была бы чрезмерной. Дозировка тренировочных нагрузок сугубо индивидуальна. Она зависит от возраста, физического состояния и пр. (13, стр. 218)

             Таким образом, кроме общих педагогических принципов, которые несут основополагающие требования  к проведению занятий, крайне важную роль играет специфические принципы воспитания, выполнение которых ведет к решению главной цели физического воспитания, а игнорирование их ведет  либо к деградации физических качеств учеников, либо, что гораздо страшнее, к ухудшению состояния здоровья и даже к патологиям.

             Перечислим специфические принципы физического воспитания и их

характеристику:

1. Принцип сбалансированного повышения нагрузок. Предписывает учитывать изменения параметров нагрузки, в соотношении с закономерностями адаптации к ней. Многократно повторяющаяся одинаковая нагрузка не ведет к развитию двигательных качеств. Поэтому параметры нагрузки должны постоянно повышаться;

2. Принцип соответствия педагогических воздействий возрасту занимающихся. Является наиважнейшим, и формирует свои положения, исходя из закономерностей  гетерохронности физического развития и предлагает выделять и учитывать сенситивные периоды развития физических качеств;

3. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Предусматривает рациональное чередование активности и отдыха (в случае, если превалирует  активность, могут возникнуть процессы переутомления и,  в случае многократно суммирующихся состояний переутомления    перетренированность; в том же случае, если преобладает процесс отдыха, то занятия не ведут к тренировочному эффекту;

4.   Принцип постепенного наращивания нагрузок. Предусматривает постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок, планомерное усложнение решаемых двигательных задач по мере роста  функциональных возможностей организма.      

При  проведении  урока  учитель  стремится  выполнить  намеченный  план. Однако если этого требует дело, в него по ходу  урока  могут  быть  внесены изменения. Например, если все намеченные в плане  упражнения  выполнены,  но материал  еще  не  усвоен  детьми  в  такой  степени,  в  какой  нужно,   то выполняются дополнительные упражнения, интегрированные и нетрадиционные формы проведения уроков физкультуры: экскурсии в природу (физкультура + литература), "весёлые старты", пленэры (изобразительная деятельность + физкультура), подвижные игры, ритмика, Орф-занятие (физкультура + музыка) и др.


2. 2 Классификация нетрадиционных уроков

 

  •  Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода) для укрепления здоровья учащихся.

С этой целью проводятся прогулки и экскурсии на природу, организуются походы, соревнования по спортивному ориентированию. Эти мероприятия обычно совмещаются с решением учебно-воспитательных задач.

  •  Прогулки и туристские походы для младших школьников

Они  должны быть непродолжительными (3-4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в походе.  В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовления пищи и т.д.). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.

Походы по родному краю используются как средство краеведения и патриотического воспитания, а также для расширения знаний по биологии, географии и т.д. Тоже самое относиться и к другим внеклассным мероприятиям. (4, стр. 77)

  •  Спортивные игры

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивные совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и т.д. Занятия спортивных секций проводятся преподавателями физкультуры по плану спортивно-массовой работы школы.

Поиск   дорог усовершенствования урока осуществляется в направлениях:

   - заинтересовывать учеников материалом или формой проведения урока,  то есть  внешними  его  признаками.  Это,  например,  проведение   урока поэтической  свечи,  урока-путешествия,  урока-выставки,  урока-клуба веселых и находчивых, урока-«брейн-ринга»;

   - углубление знаний материала урока за  счет  реализации  межпредметных связей. Это - интегрированные, бинарные уроки, уроки-панорамы;

   - развитие творчества учеников, реализация их потребностей  в  общении, формирование идеала. Это - уроки словесности, риторики,  отличные   не только по смыслу, но и по форме  проведения:  творческая  мастерская,  пресс-конференция, заседание кружка и тому подобное;

   -  реализация  проблемно-поисковой,  научно-опытной,  экспериментальной работы учеников. Это касается уроков естественного цикла  и  тех,  на  которых ученики решают поставленную задачу, защищают рефераты и пр.;

   - усовершенствование форм контроля  знаний:  урок-зачет,  урок-экзамен,

     урок-консультация;

   - пробуждение фантазии,  развитие  эмоционального  восприятия  учебного

     материала. Это - урок-сказка, урок-игра.

 Нестандартные уроки вызывают живой интерес в  учеников,  а  интерес,  как

известно, есть стимулом познания, мотивирует  процесс  обучения,  превращает школу из «школы зубрежки» в «школу радости»,  как  об  этом мечтали  большие педагоги прошлого.

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др. Содержание занятий в секциях и кружках в начальных классах могут составлять упражнения из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах и коньках и другие простейшие известные детям упражнения.

     Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по другим упражнениям учебной программы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений. Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

В школе традиционно проводятся спортивные конкурсы и игры, эстафеты и кроссы, первенства по различным видам спорта. С удовольствием ребята принимают участие в спортивных эстафетах, веселых стартах осенью во время традиционного экологического фестиваля. Ежегодно проводятся соревнования по баскетболу и волейболу на первенство школы.

     Стали традиционными спортивные состязания "Папа, мама и я – спортивная семья". Подобные соревнования укрепляют контакт между старшими и младшими в семье, между школой и семьей, создают общее хорошее настроение.      Ежедневно по утрам проходит утренняя гимнастика для учащихся младших классов, которую проводят инструкторы – старшеклассники. На динамической перемене организуются подвижные игры для 1-3 классов.


2. 3 Значение нетрадиционных форм уроков

Реализация активно-деятельностного подхода к организации обучения формирует у детей умение предпринимать правильные действия при ухудшении самочувствия, умение отказаться от вредных для здоровья привычек, использовать в повседневной практике правила личной гигиены, потребность в занятиях физическими упражнениями. В процессе непосредственной деятельности у учащихся и воспитанников происходит формирование представлений о собственной физиологической норме, о возможностях своего организма. Особое внимание уделяется воспитанию терпимости к физическим недостаткам других людей. Вовлечение родителей в образование своих детей, в создание здоровьесберегающего и здоровьевосстанавливающего образовательного пространства обеспечивается через развитие нормативно-правовой базы, регулирующей процесс взаимодействия учреждения с семьей. Обязательным является участие родителей в работе медико-психолого-педагогической комиссии (эквивалент постоянно действующего семинара), где совместно со специалистами разрабатывается система мероприятий для решения возникающих у ребенка проблем. (19, стр. 265)

Для реализации цели образовательного направления - обеспечить обучение движениям и двигательным действиям, для развития физических качеств, гарантирующих всестороннее и гармоничное развитие ребенка, необходимо решение следующих задач:

1. Организовать (насколько это возможно) процесс обучения в естественных условиях.

2. Создавать условия для самостоятельного познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий в процессе решения двигательных задач.

3. Способствовать в процессе обучения двигательным  действиям развитию эмоциональной сферы.

4. Обращать самое серьезное внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям, формирование и совершенствование новых двигательных умений и навыков в прикладном, спортивном направлении.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Таким образом, к нетрадиционным  относятся  интегрированные формы проведения уроков физкультуры: экскурсии в природу (физкультура + литература), "весёлые старты", пленэры (изобразительная деятельность + физкультура), подвижные игры, ритмика, Орф-занятие (физкультура + музыка) и др. (8, стр. 72)

Нетрадиционные уроки по физической культуре формируют у детей умение предпринимать правильные действия при ухудшении самочувствия, умение отказаться от вредных для здоровья привычек, использовать в повседневной практике правила личной гигиены, потребность в занятиях физическими упражнениями. В процессе непосредственной деятельности у учащихся и воспитанников происходит формирование представлений о собственной физиологической норме, о возможностях своего организма. Сохраняется живой интерес к физической культуре, повышается мотивация следовать здоровому образу жизни.


Заключение

Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

     В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие  и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.

К формам организации физического воспитания школьников относятся:

1)физкультурные занятия в урочной системе;  

2)физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями);

3) повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия учащихся различными видами физических упражнений, праздники).

к уроку физической культуры в начальных классах выдвигаются следующие требования:

  •  Обеспечение  высокого идейного уровня каждого урока путем обеспечения умелой связи изучаемого предмета с трудовой деятельностью учащихся в будущем;
  •  Каждый урок должен быть тесно связан с предыдущими и последующими, создавая, таким образом, систему уроков
  •  организация самостоятельной деятельности учащихся.
  •  разнообразие организационных форм, средств, методов и приемов, используемых учителем.
  •  достижение оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении каждого урока.
  •  функционирование на каждом уроке гибкой информационной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся, которая органически должна впитаться в каждую его часть и использоваться для оценки хода и итогов процесса обучения и развития физических качеств.

Уроки в начальных классах отличаются имеют свои характерные особенности. В этот период применяются разнообразные методические приемы, содействующих направленному развитию двигательных способностей, координационные способности необходимо сочетать с воспитанием скоростных, скоростно – силовых способностей, выносливости и гибкости. Необходимо применять большое количество игровых элементов в уроке, постепенное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

Основной формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия. Также используются физкультурно-оздоровительные мероприятия в течении учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене); внеклассная работа включающая занятия в кружках физической культуры (1 – 4 классы),  группах ОФП и ГТО, секциях по видам спорта, спортивные соревнования, массовые игры, туристские походы и слеты; ежедневное занятие физическими упражнениями в группах продленного дня.

Большое значение в физическом  воспитании учащихся имеют методы убеждения и положительного примера, методы одобрения и осуждения и др.

К нетрадиционным  относятся  интегрированные формы проведения уроков физкультуры: экскурсии в природу (физкультура + литература), "весёлые старты", пленэры (изобразительная деятельность + физкультура), подвижные игры, ритмика, Орф-занятие (физкультура + музыка) и др.

Нетрадиционные уроки по физической культуре формируют у детей умение предпринимать правильные действия при ухудшении самочувствия, умение отказаться от вредных для здоровья привычек, использовать в повседневной практике правила личной гигиены, потребность в занятиях физическими упражнениями. В процессе непосредственной деятельности у учащихся и воспитанников происходит формирование представлений о собственной физиологической норме, о возможностях своего организма. Сохраняется живой интерес к физической культуре, повышается мотивация следовать здоровому образу жизни.


Список литературы

  1.  Алексюк А. Н. Проблема методов обучения в общеобразовательной школе. М.,1979.
  2.  Арагофская  Э.И.,  Резанова  В.Д.  Физиология   и   физкультура.   М. 1983.
  3.  Бальсевич  В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 22-26.
  4.  Бальсевич В.К. Конверсия технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С. 21-23.
  5.  Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23-25.
  6.  Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-26, 39-40.
  7.  Бекина С.И., Ломова Т.П.,  Соковникова  Е.Н.  Музыка  и  движения.  М. 1984.
  8.  Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: "Просвещение", 1982
  9.  Веселая З.А. Игра принимает всех. Минск, Полымя. 1985 – 58 с., ил.
  10.  Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: "Просвещение". 1982 г.  –  112
  11.   Губерт К.Д., Рысс М.Г.  Гимнастика  и  массаж  в  школьном  возрасте  /Просвещение, М., 1988.
  12.  Гуссмов А.Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М.: "ФиС". 1987
  13.  Дворкина, Н.И. Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина, Ю.К. Чернышенко // Современные проблемы физического воспитания, валеологии и здорового образа жизни: тез. докл. 5 Северо-Кавказской рег. науч.-практ. конф. (18-21 мая 2000 г.). - Кропоткин, 2000.
  14.  Дворкина, Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности и психических процессов детей 3-6 лет / Н.И. Дворкина // Теоретико-методологические основы физического образования / под общ. ред. доц. В.А.Вострикова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - С.89-96.
  15.  Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр / Н.И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. - Москва, 2003. - Т-1. - С. 230-232.
  16.  Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: "Просвещение". 1978
  17.  Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и  методика  физического  воспитания
  18.  Коларевой З.И. Физиология высшей нервной деятельности ребенка.  1968.
  19.  Лайзане С.П. Физическая культура для малышей. М.: "ФиС". 1978 – 118 с.,
  20.  Лескова  Г.П.,  Ноткина  Н.А.  Влияние  физкультминутки  на  физическое
  21.  Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: "Просвещение"  1986
  22.  Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека: монография / Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. -120 с.
  23.  Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.
  24.  Минских  Е.М.  Игры  и  развлечения  в  группе  продленного  дня.  М.:
  25.  Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 14 лет. Мед., 1974 – 76 с., ил.
  26.  Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1986.
  27.  Осокина Т.И. Физическая культура в школе. М.: "Просвещение". 1978 –
  28.  Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей  на воздухе. М.: "Просвещение". 1981 – 190 с.,
  29.  Пособие для учителя. М.: "Просвещение". 1981  – 230 с., ил.


Приложение

Занятия с использованием элементов йоги

ТЕМА:

Нетрадиционные виды гимнастики.

ЦЕЛЬ:

- развитие гибкости, ловкости, силовых способностей;

- формирование осанки.

ЗАДАЧИ:

- познакомить с нетрадиционными видами гимнастики;

- разучить комплекс гимнастики ХАТХА-ЙОГА

- развитие познавательного интереса.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- коврики на каждого ученика;

- таблицы;

- стойка для таблиц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

- проверка готовности учащихся к уроку;

- сообщение темы и плана урока.

2. Обобщение и систематизация знаний о гимнастике.

1) Что такое гимнастика?

Гимнастика - это совокупность специально подобранных физических упражнений для укрепления здоровья и гармоничного развития организма.

2) Для чего она нужна в жизни, школе?

Для снятия утомления, напряжения, восстановления работоспособности, развития физических качеств, в целях оздоровления, для гармоничного развития тела.

3) Как вы считаете, почему гимнастика самый древний вид спорта?

Гимнастические упражнения имеют древнюю историю. Еще 3000 лет до нашей эры гимнастические упражнения использовались в Индии и Китае в лечебных целях. А впервые слово "гимнастика" появилось в Греции в 8 веке до нашей эры и в переводе с греческого означает "тренирую, упражняю". В России гимнастические упражнения существовали с древних времен, они служили развлечениями во время народных гуляний.

3) Какие современные виды гимнастики вы знаете?

Спортивная гимнастика, художественная гимнастика, акробатика, прикладная, лечебная, производственная. Все эти виды относятся к традиционным видам. Но наряду с традиционными видами гимнастики существуют нетрадиционные виды. Так давайте с вами дадим определение, что же такое нетрадиционные виды гимнастики.

3. Знакомство с новым материалом.

Нетрадиционное - это что-то необычное, новое. К нетрадиционным видам относятся:

- атлетическая гимнастика;

- спортивная аэробика;

- гидроаэробика;

- стрейтчинг гимнастика.

Все эти виды пришли к нам из Европы и США.

Сегодня на уроке мы познакомимся с индийской системой гимнастики, которая называется ХАТХА-ЙОГА. Эта система считается уникальной, ибо она несет в себе не только национальные традиции, но и колоссальный опыт поколений.

Цель этой системы - умение человека управлять своим телом, сохранять и укреплять здоровье, предупреждать некоторые заболевания, способствовать долголетию активной жизни и работоспособности. Выполняя эти упражнения человек сливается с природой, и чаще всего названия поз связывают с названием животных: змея, кобра; предметов: плуг, колесо; цветов: лотос.

Комплекс упражнений йогов состоит из набора "асан" с задержкой в каждой позе от нескольких секунд до минуты и медленных переходов от одной позы к другой. И сейчас мы с вами разучим небольшой комплекс упражнений, который легко запоминается. Его рекомендуют выполнять с целью разминки, а также в конце урока.

4. Комплекс гимнастики ХАТХА-ЙОГА.

5. Советы йогов.

6. Итог урока.

Спортивная игра «Прогулка с шариками»

Во время прогулки в разных местах площадки проводятся конкурсы и игры с шариками (это могут быть шарики для игры в гольф, для настольного тенниса и даже «скорлупа» от киндер-сюрприза). Победителю и двум призерам каждого конкурса – жетон. Те, кто заработает больше очков, займут лучшее место. По такому принципу прогулку можно провести в каждом отряде, независимо от возраста (она всем интересна, и даже взрослым), а также подготовить мероприятие под названием «Большая лагерная шарикиада». А еще содержание прогулки составляло у меня основную часть одного из нетрадиционных уроков по физкультуре в начальной школе.

Содержание прогулки

  1.  Построение в круг. В руках вожатого мешочек с шариками. Отгадать, сколько шариков в мешочке. Победителю – жетон.
  2.  На специально выбранном месте вбить в землю в середину круга небольшой колышек. Ребята стоят за линией круга. Задание: с определенного расстояния поочередно бросать шарики так, чтобы они упали как можно ближе к колышку. У каждого участника по три шарика, а значит, и три попытки. В каждой попытке определяется победитель и два призера – они и получают жетоны.
  3.  Построение то же. Бросать шарики в пронумерованные десять лунок, стремясь набрать большее количество очков. Трем победителям – жетоны.
  4.  Построение то же. С определенного расстояния катить по земле шарики и по очереди сбивать поставленные вожатым шахматные фигуры. Очки получают трое ребят, сбивших все фигуры наименьшим количеством шариков.
  5.  С линии постараться забросить все три шарика в лунку, вырытую в песке. Самым метким – жетон.
  6.  На ограниченном пространстве разбросать все имеющиеся у ребят шарики. Тот, кто за установленное время соберет больше всех шариков, получает жетон. Задание можно повторить несколько раз.
  7.  Мини-гольф. В яме с песком (прыжковой) вырыть десять лунок. Возле каждой – табличка с очками. Задача: с определенного расстояния ударами импровизированной клюшкой по шарику с трех попыток забросить шарик в лунку и набрать как можно больше очков.
  8.  Катить шарики с высокой горки. Чей дальше? Победителю – жетон.
  9.  Забросить шарик в кружку, подвешенную за ветку. Победителям – жетоны.
  10.  Прокатить шарик сквозь маленькие воротца (чуть больше диаметра шарика). Победителям – жетоны.
  11.  Поместить в небольшой кружок пирамиду из пяти шариков (четыре и сверху один). Задача: с определенного расстояния кинуть шариком в пирамиду так, чтобы все составляющие ее шарики вылетели из круга. Победителям – жетоны.

После всех конкурсных заданий подвести итоги и поощрить победителей и призеров.



Данной работой Вы можете всегда поделиться с другими людьми, они вам буду только благодарны!!!
Кнопки "поделиться работой":

 

Другие работы

803652. Роль информационных технологий в реализации программ развития промышленности 9.
  Казань Уважаемый Рустам Нургалиевич Уважаемый Ильдар Шафкатович Уважаемые коллеги Слайд 1 Сегодня мы хотели бы обсудить вопросы внедрения ITтехнологий на промышленных предприятиях республики определить функциональные области применения данных технологий о
803653. ___________________________2009 г.
  Трапезникова РАН ПРОЕКТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ № на поставку экземпляров программного продукта ПП системы КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС и оказание информационных услуг по обслуживанию юриста и финансовоэкономических служб ИПУ РАН С г. Экземпляр Системы копия Систем
803654. а называется взрывным горением.
  Инициирование зажигание газовоздушной смеси с образованием очага горения возможно если будут выполнены следующие условия: концентрация горючего газа в газовоздушной смеси должна быть в диапазоне между нижним и верхним концентрационными пределами распрост
803655. Средняя общеобразовательная школа № 13 г.
  Дитятева __________________20___ года Программа обучения правилам безопасного поведения в Интернетпространстве Составлена на основании Федерального закона Российской Федерации от 29. Всеобщая информатизация и доступный высокоскоростной Интернет уравнял жи
803656. п ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПО ОБЪЕК.
  Для целей Порядка используются следующие термины и определения: инвестиционный проект обоснование экономической целесообразности объема и сроков осуществления капитальных вложений в том числе необходимая проектная документация разработанная в соответстви
803657. _______________ 20__ Согласовано декан факультета профессор _________Н.
  Федько ЭКОНОМИКА учебнометодическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров Биология Всего часов – 72 В том числе: лекции – 4 семинарские занятия – 6 самостоятельная работа 62 отчетность – з
803658. Тематика урока Параграф учебника I четверть 1.
  Практическая работа №1. Практическая работа №2. Практическая работа №3. Практическая работа №3.
803659. РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук Нижний Новгород – 2004 Ра
  1 ЕПИХИН Александр Юрьевич КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Специальность: 12. Эмпирически проявленные признаки проблемы безопасности личности в сфере уголовного процесса далеко не единственный довод в пользу
803660. докладов представленных государствамиучастниками в соответствии со статьями 16 и 17 Пакта Второй и трети.
  : Originl: Russin Комитет по экономическим социальным и культурным правам Рассмотрение докладов представленных государствамиучастниками в соответствии со статьями 16 и 17 Пакта Второй и третий периодические доклады Таджикистан [15 июля 2011 года] Содержан
загрузка...

RSS-лента