10012

Особенности хозяйственного комплекса Дальневосточного региона

Реферат

Краткая характеристика экономики Дальнего Востока [2. Хозяйственный комплекс Дальнего Востока [3] 2. Промышленность в структуре хозяйства Дальнего Востока [3.

2013-11-05

135.77 KB

0 чел.


Чтобы скачать работу - расскажи о ней в социальной сети с помощью кнопок.

Тема: Особенности хозяйственного комплекса региона (на примере Дальнего Востока)

Содержание

[1]
Введение

[2]
1. Краткая характеристика экономики Дальнего Востока

[2.1] 1.1. Понятие и состав хозяйственного комплекса региона

[2.2] 1.2. Хозяйственный комплекс Дальнего Востока

[3] 2. Промышленность в структуре хозяйства Дальнего Востока

[3.1] 2.1. Цветная металлургия

[3.2] 2.2. Рыбное хозяйство

[3.3] 2.3. Горно-рудная промышленность

[3.4] 2.4. Машиностроение

[3.5] 2.5. Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность

[3.6] 2.6. Электроэнергетика

[3.7] 2.7. Легкая промышленность

[4] 3. Сельское хозяйство в структуре экономики Дальнего Востока

[5] 4. Транспортный комплекс Дальнего востока

[5.1] 4.1. Водный транспорт

[5.2] 4.2. Железнодорожный транспорт

[5.3] 4.3. Автомобильный транспорт

[5.4] 4.4. Гражданская авиация

[5.5] 4.5. Трубопроводный транспорт

[6]
5. Перспективы развития хозяйственного комплекса  Дальнего Востока

[7]
Заключение

[8]
Список литературы


Введение

На территории Дальнего Востока располагаются Республика Саха (Якутия); Приморский и Хабаровский края; Магаданская, Камчатская, Сахалинская, Амурская области; Корякский и Чукотский автономные округа; Еврейская автономная область. Центр — город Хабаровск.

По ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) некоторые авторы (Андрианов В.Д.) выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30% площади всего региона, проживает 80% его жителей. Север, напротив, отличается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых - главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России. Промышленные очаги, связанные, в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга. Это самый крупный федеральный округ России. Он занимает 36% территории страны 6216 тыс. кв. км. Доля населения значительно скромнее всего 5% (7,2 млн. человек).

Огромные размеры района, его протяженность с запада на восток на 3 тыс. км и с севера на юг на 3200 км обусловили чрезвычайное разнообразие природных условий и несметные богатства недр. Но главное для Дальнего Востока его геополитическое положение. В 35 км от Чукотки, через Берингов пролив, начинается Америка (Аляска); сорокатрехкилометровый пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от японского острова Хоккайдо. На протяжении 2 тыс. км район граничит с Китаем, на 60 км тянется граница с КНДР.

Освоение Россией Дальнего Востока началось в 50-х гг. XIX столетия, примерно в то же время, что и районов Дальнего Запада США (1845 г.). В середине XX века на побережье США появляются города-миллионеры (Лос-Анджелес, Сан-Франциско), в то же время на нашем Дальнем Востоке число жителей Хабаровска и Владивостока едва перевалило за 600 тысяч.

По природным ресурсам российский Дальний Восток не уступает Дальнему Западу США. Здесь есть повсеместно каменный и бурый уголь, нефть и газ (Сахалин, Приморский, Хабаровский край, Якутия и др.), полиметаллы, олово, графит (Приморский край), железные и марганцевые руды, а по лесным и пушным богатствам их даже нельзя сопоставлять. Уязвимое место региона - его слабая транспортная связь с остальной территорией России. Среди транспорта наиболее развит воздушный транспорт и единственная, сильно перегруженная железная дорога Транссиб. Почти отсутствует автомобильное сообщение; внутренние связи между регионами весьма слабы; в летнюю навигацию выручают реки. Ведущее место в межрегиональных перевозках принадлежит морскому транспорту. Мощным толчком для экономического роста региона может стать добыча нефти и газа на шельфе Охотского моря. Прогнозные ресурсы углеводородного сырья составляют 40% всех суммарных разведанных запасов России.

Актуальность данной темы заключается в том, что проблемы и перспективы социально-экономического развития Дальневосточного экономического региона неразрывно связаны с функционирование хозяйственного комплекса региона. Дальний Восток относится к числу проблемных регионов, где экономические реформы и становление рыночной системы хозяйствования идут достаточно сложно. Противоречия между реализуемой общей моделью реформ и спецификой социохозяйственного комплекса на Дальнем Востоке наиболее обострены. Поэтому волнуют не только население данного региона, но и жителей всей России, а также целый ряд тихоокеанских государств, которые заинтересованы в сотрудничестве. Поэтому необходимо рассмотреть и проанализировать хозяйственный комплекс региона

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей хозяйственного комплекса региона Дальневосточного региона.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  •  Дать краткую характеристику экономике Дальнего Востока;
  •  Рассмотреть промышленность Дальнего Востока;
  •  Раскрыть особенности сельскохозяйственного комплекса Дальнего Востока;
  •  Рассмотреть особенности транспортной отрасли Дальнего Востока.


1. Краткая характеристика экономики Дальнего Востока

1.1. Понятие и состав хозяйственного комплекса региона

Функционирование в рамках рыночной экономики и федерального устройства определяют регион субъект федерации как экономическую подсистему с сильной взаимосвязанностью своих основных элементов. Значительно возрастает влияние доходов и платежеспособного спроса на региональное производство, потребление и инвестиции, развитие социальной сферы, а также влияние производства на занятость и доходы.

В систему воспроизводственных процессов, осуществляющихся в регионе входят: воспроизводство регионального продукта, капитала, природных ресурсов, движение материальных и финансовых потоков между основными агентами экономики региона: предприятиями, домашними хозяйствами, государственными учреждениями.

Значительная часть финансовых потоков проходит через региональный и местные бюджеты и внебюджетные фонды. Так, доходы бюджета субъекта федерации складываются из налогов (собственных и регулирующих), получаемых от предприятий, используемых природных ресурсов и населения, а также из поступлений от федерального бюджета (субвенций, трансфертов и т.п.). Источниками формирования внебюджетных фондов являются заемные средства, социальные сборы (страховые и т.п.), добровольные взносы, поступления из федеральных внебюджетных фондов и пр. Доходы регионального и местных бюджетов и внебюджетных фондов направляются на финансирование социальной сферы (особенно образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства), финансовую поддержку производства (главным образом предприятий, находящихся полностью или частично в региональной и муниципальной собственности), инвестиции в региональное хозяйство, охрану окружающей среды.

Экономике региона, независимо от его типа, присуща внутренняя хозяйственная целостность. Главными признаками хозяйственной целостности региона выступают: потенциальная способность рынка развиваться за свой счет. Для этого, в свою очередь, необходимы соответствующие ресурсы. Степень развития рынков этих ресурсов характеризуется следующим образом:

а) рынок потребительских товаров: наличие в торговой сети товаров по ценам "средней потребительской корзины" в процентах к эталонной корзине; соотношение расходных позиций бюджетов семей с эталонными (средний процент совпадений); соотношение темпов роста доходов и индекса цен; соотношение структуры потребительского спроса с нормативной, при которой расходы на приобретение товаров длительного пользования составляли 2/3 всех расходов населения; соотношение уровня цен в регионе со среднереспубликанским;

б) рынок средств производства: нормативное соотношение остаточной прибыли всех предприятий и организаций территории с валовым выпуском продукции предприятиями, производящими средства производства;

в) рынок денежно-кредитных и финансовых ресурсов: соотношение среднего процента по депозитам и дивидендов на акции, обращающиеся на территории (соотношение 1:1 показывает развитость рынков); структура инвестиций в хозяйство региона, соотношение с оптимальной, когда долгосрочные вложения составляют 1/3, а остальную часть Ц краткосрочные;

г) рынок трудовых ресурсов: средняя заработная плата по отношению к республиканской; соотношение уровня безработицы со структурными показателями безработицы по отраслям, преобладающим в регионе. Чем больше отклонений в худшую сторону, тем менее развит сектор подготовки и переподготовки кадров по новым перспективным направлениям 13>>>.

Объективной основой экономической целостности региона является его территориально-производственный комплекс. Под региональной комплексностью следует понимать особый вид интеграции, которая обеспечивает развитие производительных сил территории на основе невозникновения значительных внутрихозяйственных диспропорций и сохранения способности самостоятельно осуществлять динамичное развитие собственной экономики, всесторонне используя имеющиеся ресурсы (природные, трудовые, финансовые).

Показателями комплексности регионального развития могут быть, во-первых, продукция внутрирегионального производства, потребляемая в регионе; во-вторых, удельный вес продукции межотраслевого применения; в-третьих, показатели, характеризующие степень использования региональных ресурсов.

Хозяйство региона имеет сложную отраслевую и территориальную структуру.

Отраслевая структура это совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура единого хозяйственного комплекса представлена такими двумя сферами, как материальное производство (производственная сфера) и нематериальное производство (непроизводственная сфера).

Основу единого хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в которой трудится 68,7% от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности.

Производственная сфера включает:

  •  отрасли, создающие материальные блага потребителю Ц промышленность, сельское хозяйство, строительство;
  •  отрасли, доставляющие материальные блага потребителю Ц транспорт, связь;
  •  отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, Ц торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.

Непроизводственная сфера Ц это условное наименование отраслей экономики, результаты деятельности которых принимают преимущественно форму услуг.

К непроизводственной сфере относят:

  •  жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения;
  •  пассажирский транспорт;
  •  связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения);
  •  здравоохранение, физическую культуру;
  •  просвещение;
  •  культуру;
  •  науку и научное обслуживание;
  •  кредитование, финансирование и страхование;
  •  управление;
  •  общественные организации.

Ведущее место в структуре хозяйства любого региона России принадлежит промышленности. Это определяется прежде всего тем, что, обеспечивая все отрасли орудиями труда и новыми материалами, она служит наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства в целом. Среди других отраслей хозяйства промышленность выделяется комплексо- и районообразующими функциями.

Промышленность подразделяется на:

  •  добывающую, к которой относят отрасли, связанные с добычей и обогащением рудного и нерудного сырья, а также с добычей морского зверя, ловлей рыбы и других продуктов моря;
  •  обрабатывающую, к которой относятся предприятия по переработке продукции добывающей промышленности, полуфабрикатов, а также по переработке продукции сельского хозяйства, лесного и другого сырья.

Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии. В период экономических реформ происходят существенные изменения в структуре добывающих и обрабатывающих отраслей.

По экономическому назначению продукция промышленности делится на две большие группы:

  •  группу "А" Ц производство средств производства;
  •  группу "Б" Ц производство предметов потребления.

Наряду с отраслевой структурой регион имеет и территориальную. Территориальная структура регионального комплекса включает в себя территориальные промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и другие составляющие. Так, промышленная территориальная структура включает в себя индустриальные комплексы, промышленные районы, промышленные узлы, промышленные центры, промышленные пункты, то есть формы территориальной организации хозяйства. Внутри этих форм территориальной организации ядрами комплексности являются предприятия разных форм собственности и хозяйствования. Сельскохозяйственная территориальная структура включает в себя хозяйственные комплексы (АПК); сельскохозяйственные подрайоны области, края, республики; внутриобластные сельскохозяйственные районы; низовые (административные) сельскохозяйственные подрайоны, сельскохозяйственные микрорайоны и, наконец, сельскохозяйственные предприятия разных форм собственности и хозяйствования.

Региональная комплексность проявляется в рациональном сочетании отраслей специализации и отраслей инфраструктуры, которые, в свою очередь, образуют экономическое ядро хозяйства региона.

1.2. Хозяйственный комплекс Дальнего Востока

В состав Дальневосточного федерального округа (ДФО) входят 10 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия); Приморский и Хабаровский края; Магаданская, Камчатская, Сахалинская, Амурская области; Корякский и Чукотский автономные округа; Еврейская автономная область. Центр — город Хабаровск.

Дальневосточный федеральный округ — один из самых больших регионов страны. Он занимает 6115,9 тыс. кв. км — 36,4 % территории России. Численность населения — 7,3 млн. человек, уровень урбанизации — 76 %. Большая часть жителей ДВФО — русские, среди других национальностей преобладают украинцы, татары, эстонцы, латыши, литовцы, евреи, а также группы коренных народностей: чукчи, коряки, эвенки, эвены, камчадалы, ительмены, эскимосы и другие.

Дальневосточный федеральный округ располагает богатой и разнообразной минерально-сырьевой базой, которая определила основные отрасли рыночной специализации: цветная металлургия, рыбная промышленность, пушной промысел, лесное хозяйство, судостроение и судоремонт, оленеводство, мясное животноводство.

Район занимает ведущее место в стране по запасам олова: Депутатское месторождение в Якутии; Невское, Иультинское месторождения в Мурманской области; Хрустальненское, Лифудзинское месторождения в Приморском крае; Солнечное, Фестивальное, Хинганское — в Хабаровском крае. Крупные залежи полиметаллических руд — Тетюха в Приморском крае. Месторождения ртути выявлены на Чукотке, в северо-восточной части Якутии и в Корякском надгорье (Камчатская область). В Магаданской области (Иультинское оловянно-вольфрамовое месторождение) и в Приморском крае (Арму-Иманский район) добывается вольфрам. В Приморском крае на базе этого месторождения работает горно-обогатительный комбинат. Железные руды залегают в основном на юге Хабаровского края, в Амурской области и Республике Саха. На территории Еврейской автономной области находится Малохинганский железнорудный район, самое крупное месторождение которого — Кимканское, где также добываются марганцевые руды. Большие залежи коксующихся углей расположены на Южно-Якутской угленосной площади.

Основные угольные запасы сосредоточены в Кивда-Райчихинском буроугольном бассейне, Буреинском, Свободненском, Сучанском, Суйфунском, Угловском районах, а также в Ленском и Южно-Якутском бассейнах, ряд месторождений разведан на Сахалине.

В республике Саха открыта Лено-Вилюйская нефтегазоносная провинция. Наиболее значительные месторождения газа — Усть-Вилюйское, Неджелинское, Средне-Вилюйское, Бадаранское, Собо-Хаинское, а также месторождения Сахалинского шельфа, Колендо, Охтинское, Некрасовское.

Всемирно известные запасы алмазов находятся в Республике Саха, где построены три крупных горно-обогатительных комбината Якутии: «Мир», «Айхал», «Удачная». В бассейнах рек Вилюя и Алдана идёт добыча исландского шпата и горного хрусталя, в Приморье — плавикового шпата. Запасы слюды в ДВФО — одни из самых богатых в стране, залегают в месторождениях Тимптонском и Эмельджакском.

Химическое сырьё представлено поваренной солью (Якутия) и серой (Камчатка). Дальний Восток имеет большую речную сеть, самые крупные реки — Лена и Амур со множеством притоков. Несмотря на короткий период навигации, реки используются как транспортные пути. Кроме того, они богаты гидроэнергоресурсами (Вилюйская, Зейская, Бурейская ГЭС).

Важной отраслью экономики Дальневосточного округа является сельское хозяйство. Основное место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, картофеля и овощей. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях, южных районах Республики Саха (Якутия).

Главная техническая культура — соя. На Камчатке развивается овощеводство закрытого грунта, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры, что создаёт устойчивую кормовую базу для животноводства. Животноводство развито в основном на юге. Особое место принадлежит оленеводству. Ни долю ДВФО приходится почти половина поголовья северных оленей страны. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, развито пантовое оленеводство. Пушное звероводство также имеет большое значение. В лесах региона насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.

К ведущим отраслям ДВФО относится рыбная промышленность. По улову рыбы округ занимает первое место среди других регионов страны. Основные промысловые рыбы: лососевые (кета, горбуша), сельдь, камбала, тунец, сайра, скумбрия, палтус, морской окунь. Важную роль играет регион в китобойном и крабовом промыслах. Главные районы рыболовства — Охотское, Японское, Берингово моря и восточная часть Тихого океана. Крупные центры рыбопереработки — Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Находка.

Отраслями рыночной специализации являются лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленности. На севере огромные пространства занимают тундра и лесотурндра. Западное побережье Охотского моря, северные части Приамурья и Сахалина, центральная часть Камчатки и почти 80 % территории Якутии покрыты лесами. Лесные ресурсы составляют 415,7 млн. га. Запас древесины — 20450 млн кубометров. Дальневосточный федеральный округ экспортирует лес и продукты его переработки в страны Тихого и Индийского океанов.

Машиностроительный комплекс региона имеет разнообразную инфраструктуру, но в большей мере представлен судоремонтом и выпуском энергетического оборудования. На заводах округа производят рыболовные суда, дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты. Один из крупнейших машиностроительных центров — город Хабаровск..

Дальневосточный федеральный округ имеет развитые экономические связи со многими регионами России и зарубежными странами. Основные продукты его вывоза — концентраты цветных металлов, бумага, рыба, рыбопродукты. Ввозятся в ДВФО продукция лёгкой промышленности, продукты питания, прокат чёрных металлов.

Несмотря на значительную отдалённость, Дальний Восток сотрудничает с Центральным, Приволжским, Северо-Западным округами. Поволжье и Западная Сибирь снабжают ДФО нефтью, хлебом, машинами; Северо-Запад и Центр — электрооборудованием, станками, продукцией лёгкой промышленности. Дальнейшее развитие и укрепление этих экономических связей сегодня является одной из главных задач региона.

Таким образом, в данной главе рассмотрена сущность и состав хозяйственного комплекса региона. Рассмотрены основные элементы хозяйственного комплекса Дальнего Востока и его места в Российской Федерации.  

2. Промышленность в структуре хозяйства Дальнего Востока

В структуре хозяйства Дальнего Востока ведущую роль играет промышленность. В 2004 г. на нее приходилось 37,8% суммарной добавленной стоимости, произведенной в регионах федерального округа.

Среднегодовые темпы падения промышленного производства за период с 1991 по 2004 гг. составили 10,9%. Наиболее высокую долю в промышленном производстве на Дальнем Востоке имеет Республика Саха (Якутия). В 2004 г. наблюдался рост промышленного производства в Хабаровском крае, в Республике Саха (Якутия) и в Сахалинской области.

За период с 1991 по 2004 гг. в структуре промышленности Дальнего Востока при общем падении его объемов увеличилась доля сырьевых отраслей.

Для Дальнего Востока была характерна существенная дифференциация регионов по динамике промышленного производства в 1990-е гг. Наиболее благоприятная ситуация складывалась в регионах с моноотраслевой структурой производства: Якутии, Магаданской и Сахалинской областях, специализирующихся на добывающей промышленности. Тенденция превосходства таких отраслей проявилась примерно с 1994 г., при этом Республика Саха (Якутия) в 1994 г. стала лидером в России по динамике промышленного производства (в ней был зафиксирован рост). Значительно в более сложном положении оказались регионы с высоким удельным весом машиностроения — и в первую очередь оборонной промышленности. После распада СССР произошло резкое сокращение объема госзаказа на продукцию оборонно-промышленного комплекса Дальнего Востока. В результате за период с 1990 по 1998 гг. объем промышленного производства в Хабаровском крае сократился более чем на 70%, а Еврейская АО стала «лидером» среди всех российских регионов по спаду промышленного производства, который составил 90%.

Доля промышленного производства Дальнего Востока в общероссийском показателе незначительна - всего 4,4% (рис.1, 2).1

Рис.1. Удельный вес Дальнего Востока в промышленном производстве России в 1991 году

Рис.2. Удельный вес Дальнего Востока в промышленном производстве России в 2005 году

Ведущими отраслями промышленности на Дальнем Востоке являются электроэнергетика, цветная металлургия, пищевая промышленность (рис.3, 4).

Рис.3. Отраслевая структура производства промышленной продукции ДВ в сравнении с Россией в 2005 году2

В структуре промышленного производства регионов Дальнего Востока в 2005 году ведущее положение занимают цветная металлургия (30%) и пищевая промышленность (20%), в которой явно выделяется рыбная отрасль (14,8%, на ней специализируются Камчатская область, Корякский АО и Приморский край). Среди других отраслей значительный вес имеют машиностроение и металлообработка (16,6%), топливная промышленность (12,8%) и электроэнергетика (10,9%). По существу, цветная металлургия и рыбная промышленность, развитые на базе богатых сырьевых ресурсов, определяют место Дальнего Востока на внутрироссийском рынке. В меньшей степени это относится к машиностроению и топливной промышленности.3 

Крупнейшими компаниями регионов (по данным исследования Рейтингового агентства «Эксперт») в настоящее время являются АЛРОСА («Алмазы России — Саха») и «КнАПО» («Комсомольское-на-Амуре производственное объединение»). Кроме них в список 200 крупнейших попали еще 4 компании. 77-е место в этом списке занимает компания «Якутуголь», объем реализации продукции которой в 2004 г. составил 5,3 млрд. руб., а уровень рентабельности — 9,5%.

Как можно заметить, список крупнейших компаний в основном отражает его отраслевую специализацию. В то же время показательно, что среди всех перечисленных компаний наиболее высокий уровень рентабельности имеют специализирующиеся на добыче и переработке драгоценных камней и металлов. А вот компании рыбохозяйственного комплекса выделяются наиболее низкими показателями рентабельности (у «Дальморепродукт-Троулерс» рентабельность и вовсе отрицательная), что лишний раз свидетельствует о серьезных проблемах в этом комплексе.

2.1. Цветная металлургия

Итак, ведущей отраслью специализации Дальнего Востока является цветная металлургия. Основу отрасли составляет добыча сырья. В Республике Саха (Якутия) добывается 99,7% российских алмазов. В Магаданской области, Якутии, Хабаровском и Приморском краях добывается 2/3 российского золота. Дальний Восток является также ведущим производителем серебра в стране. В Хабаровском крае находится одно из крупнейших в России месторождений платиноидов, также на территории Дальнего Востока сосредоточены практически все запасы олова России. Кроме этого, здесь развита добыча вольфрама, свинца, цинка и т.д.

Рис.4. Отраслевая структура промышленности продукции ДВ4 

Главным недостатком цветной металлургии является неглубокая переработка сырья. Конечным продуктом деятельности отрасли (за небольшим исключением) являются концентраты, а не готовые продукты. Практически вся выпускаемая продукция уходит на переработку за пределы региона, что обуславливает потерю части добавленной стоимости. Комплексность использования руд цветных и редких металлов довольно низкая и составляет 20–25%.

Существенной проблемой до сих пор остается отставание геологического изучения территории: преобладают прогнозные ресурсы, а не разведанные запасы. С начала 1990-х гг. положение с воспроизводством минерально-сырьевой базы существенно ухудшалось, для различных видов сырья оно является, по некоторым оценкам, критическим.

Быстро росла на Дальнем Востоке добыча цветных металлов, да и сейчас она испытывает не такой значительный спад, как в других отраслях производства. На Дальнем Востоке добывается основная часть олова страны, значительна доля района в общероссийской добыче золота, серебра, вольфрама, свинца, цинка, ртути, флюорита, висмута и других ценнейших полезных ископаемых.

”Королевой Дальнего Востока” продолжает оставаться золотодобывающая промышленность, которая относится к старейшим отраслям народного хозяйства края. Предприятия этой отрасли размещены по всей территории Дальнего Востока. Она давно ведётся в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Буреи, Амгуни, в горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Сейчас же районами золотодобычи стали новые районы — Колымо-Индигирский и Чукотский; в первом добыча золота была начата в 30-е годы, во втором — в 60-е. Магаданская область и Республика Саха дают 2/3 всего золота в России. Наиболее старый район добычи золота — Амурская область. Именно она в своё время создала мировую славу Дальнему Востоку как крупнейшему золотоносному району. И сегодня Амурская область даёт стране много золота. Основной способ добычи золота тут наиболее дешёвый, дражный. Колымо-Индигирский горнопромышленный район связан автострадой с Магаданом и Якутском, а морскими путями — с югом дальневосточного района. Размещение золотодобычи носит очаговый характер. Границы очагов определяются ареалами распространения рудных образований и россыпного золота разрабатываемых месторождений, созданием для определённой группы приисков единых сфер обслуживания и инфраструктуры: электростанций, строительных, ремонтных, снабженческих и торговых баз, школ с интернатами, лечебных учреждений и т.п. Такой очаговый характер горнорудной промышленности характерен, кстати, и для других северных районов Дальнего Востока.

Добыча и обогащение оловосодержащих руд на Дальнем Востоке распространены также во многих местах. По добыче олова в число ведущих районов страны после войны выдвинулся Хабаровский край. Первенец оловодобывающей промышленности здесь — комбинат “Хинган-олово”, который в1948 году дал первый концентрат на своей обогатительной фабрике. В 63 году в Хабаровском крае вступил в строй горно-обогатительный комбинат ”Солнечный”. Первоначально в состав комбината входили 4 рудника, 2 обогатительные фабрики, геологоразведочная экспедиция, вспомогательные цехи и подразделения.

Тем не менее, несмотря на имеющиеся сложности, добывающие подотрасли цветной металлургии Дальнего Востока имеют хорошие перспективы для своего развития. Практически все существующие виды добычи имеют хорошую сырьевую базу для расширения. Сырьевая база позволяет обеспечить российские потребности в олове, вольфраме, благородных металлах и т.д. Кроме того, в нынешних экономических условиях предприятия имеют возможности найти свое место и на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), предпосылки и опыт такого сотрудничества есть.

2.2. Рыбное хозяйство

Основой хозяйства ряда регионов Дальнего Востока является рыбохозяйственный комплекс. Дальневосточный промысловый бассейн является главной составляющей рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Удельный вес бассейна в общих объемах добычи морских живых ресурсов континентального шельфа исключительной экономической зоны Российской Федерации составляет более 85%. В настоящее время рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока в большей степени ориентирован на внешний рынок.

По улову рыбы округ занимает первое место среди других регионов страны. Основные промысловые рыбы: лососевые (кета, горбуша), сельдь, камбала, тунец, сайра, скумбрия, палтус, морской окунь. Важную роль играет регион в китобойном и крабовом промыслах. Главные районы рыболовства — Охотское, Японское, Берингово моря и восточная часть Тихого океана. Крупные центры рыбопереработки — Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Находка. 5

Районами активного лова стали Берингово и Охотское моря (рыба и морской зверь), Японское море (рыба), Тихий и Индийский океаны, Антарктика. В водах, омывающих южную и западную части Камчатки и Курильские острова, ведётся лов крабов. Создано крабоконсервное производство, продукция которого имеет спрос на мировом рынке. В настоящее время основу рыбной промышленности составляет активный лов в открытых морях, которым занят крупный рыболовный, рыбоперерабатывающий и транспортно-рефрижераторный флот. Океаническое рыболовство значительно расширило ассортимент рыбопродукции: морской окунь, хек, мерлуза, палтус, сайра, тунец, угольная рыба и такие достаточно новые виды морепродуктов, как креветки, кальмары, гребешки, мидии.

Наиболее важный фактор ориентации рыбной промышленности — сырьевые ресурсы, то есть вся отрасль в целом ориентируется на побережье (это относится к береговому хозяйству).

2.3. Горно-рудная промышленность

Горно-рудная промышленность района представляет собой добычу золота, алмазов, оловосодержащих, вольфрамовых, свинцово-цинковых и других руд, производство цветных металлов, а также передельную чёрную металлургию.

Очевидно, что горно-рудная промышленность ориентируется на запасы сырья, следовательно центры горно-рудной промышленности находятся вблизи богатых месторождений сырья. Также большое значение имеют 2 следующих фактора: фактор природных условий и экологический фактор.

2.4. Машиностроение 

Предприятия, производящие машиностроительную продукцию, сосредоточены в основном в Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Еврейской автономной областях. Отличительной чертой машиностроения является существенный удельный вес и значение оборонного производства (в первую очередь это касается Хабаровского края). В течение 1990-х гг. оборонный комплекс России, и Дальнего Востока в частности, переживал значительное падение, связанное со свертыванием оборонных заказов. Активно начался процесс конверсии.

Машиностроительный комплекс региона имеет разнообразную инфраструктуру, но в большей мере представлен судоремонтом и выпуском энергетического оборудования. На заводах округа производят рыболовные суда, дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты. Один из крупнейших машиностроительных центров — город Хабаровск.

В настоящее время на территории регионов Дальнего Востока расположено более 30 предприятий и организаций практически всех отраслей оборонной промышленности с общей численностью работающих 56,5 тыс. человек (по данным на середину 2004 г.): в промышленности — 56,1 тыс. человек, в науке — 0,4 тыс. человек.

Продукция, выпускаемая предприятиями и организациями оборонной промышленности Дальнего Востока и Забайкалья, составляет в оборонном комплексе России в настоящее время более 3%.

Таблица 1

Динамика промышленного производства в России

и регионах Дальнего Востока 1991 – 2005 (в % к 1990 г.)6

Регионы

1991

1995

1998

2004

 РФ

92,0

49,7

46,2

54,4

 ДФО

97,0

45,8

39,2

44,8

 Республика Саха (Якутия)

98,0

75,3

75,1

84,6

 Приморский край

96,0

55,4

44,5

51,3

 Хабаровский край

99,0

33,4

29,6

37,3

 Амурская обл.

94,0

47,5

30,2

34,6

 Камчатская обл.

92,0

47,0

41,2

42,2

 Магаданская обл.

97,0

60,1

56,5

59,2

 Сахалинская обл.

103,0

57,5

49,4

58,7

 Еврейская АО

95,0

21,0

10,2

12,8

 Корякский АО

93,0

43,7

40,2

49,6

 Чукотский АО

92,0

48,4

41,9

41,4

Если в 1992–1995 гг. для реализации инвестиционных программ конверсии предприятий и организаций, расположенных на территории Дальнего Востока, было выделено 35,5 млн. руб. бюджетных средств, то в последние годы финансирование инвестиционных программ конверсии предприятий и организаций оборонной промышленности практически не производилось. Ситуация несколько изменилась в последнее время: военно-промышленным предприятиям и организациям оказывается государственная поддержка в связи с конверсией оборонного производства. За 6 месяцев 2004 г. на дотации промышленным предприятиям, направляемые на потребление и содержание инфраструктуры, из федерального бюджета выделено 4,6 млн. рублей.

В последние годы происходит изменение ситуации. В целом на этих предприятиях по итогам работы в 2004 г. наблюдается увеличение объемов производства. При этом более заметен рост объемов производства военной продукции по сравнению с гражданской. В настоящее время положение в машиностроении Дальнего Востока начало улучшаться. Появляются заказы на производство техники. Так, Комсомольское-на-Амуре производственное объединение, специализирующееся на производстве авиационной техники, в 2004 г. заняло 36-е место в списке крупнейших компаний России по объему реализации продукции (12,6 млрд. руб.), уровень рентабельности производства компании составил 33,6%.

Конкурентоспособность большинства других отраслей промышленности Дальнего Востока в настоящее время крайне низкая.

2.5. Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность

Огромные лесные богатства Дальнего Востока (около 11 млрд. куб. м.) обусловили здесь создание одного из крупнейших лесозаготовительного и деревоперерабатывающего комплекса, эффективность которого определяется концентрацией крупных лесных ресурсов, в том числе многих ценных пород древесины, с высокой долей в составе лесов спелых и переспелых деревьев. В 1969 году на Дальнем Востоке вывозка древесины составила 24 млн.куб.м. (в том числе 20 млн.куб.м — деловой), а в 1993 году — 35 млн.куб.м. Эта отрасль не особо подверглась спаду производства, и по некоторым данным вывозка древесины в1995 году несколько превысила аналогичный показатель 1993 года. В южной части Дальнего Востока — в Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях — лесами занято 54 кв.м. из каждых 100 кв.м. территории. Основные лесозаготовительные базы расположены на территориях, примыкающих к Нижнему и Среднему Амуру и всей Уссури, к средней Зее и Бурее, в центре и на юге Сахалина и в верховьях Ленского речного бассейна. Новая лесопромышленная база сейчас создаётся в зоне, примыкающей к трассе Байкало-Амурской магистрали.7

На размещение лесной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и сильное значение — фактор районов потребления готовой продукции. На размещение деревообрабатывающей промышленности одинаково сильное значение оказывают 2 фактора: сырьевые ресурсы и районы потребления готовой продукции. На размещение целлюлозно-бумажной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и одинаково слабое значение оказывают 2 фактора: топливно-энергетических ресурсов и районов потребления готовой продукции.8

Больше всего древесины — свыше 40% — заготовляет Хабаровский край (он даёт более 40% пиломатериалов, 70% клееной фанеры и более 20% картона), почти 20% — Приморский и примерно по 10% — Сахалин, Амурская область и Якутия. Вырубаются главным образом лиственница, ель, кедр и пихта. Из хвойных деревьев к наиболее ценным относятся даурская лиственница, аянская ель, сибирская и корейская пихты. Их древесина может быть использована для получения целлюлозы, лаков, красной краски, клеящих и дубильных веществ, а также как строевой лес. В Приморском и Хабаровском краях распространён корейский кедр. Его древесина легка, имеет красивый розоватый оттенок, достаточно прочна и легко поддаётся обработке. Она используется в лесохимической промышленности для получения скипидара, канифоли, ценного хвойного масла, из неё можно также изготовлять хорошую фанеру. Важное хозяйственное значение имеет чёрная пихта. Большую ценность представляют лиственные деревья — дуб, берёза, тополь и особенно липа и ясень. Древесина ясеня, отличающаяся прочностью и красотой рисунка, служит для производства высококачественной фанеры, используется она также в машино- и судостроении.

Одним из главных направлений повышения экономической эффективности лесной и деревообрабатывающей промышленности Дальнего Востока является создание не отдельных изолированных, хотя и мощных предприятий, а крупных лесопромышленных комплексов, состоящих из производств по заготовке древесины, и её последовательной и глубокой механической и химической обработке.9

2.6. Электроэнергетика

В отраслевой структуре экономики регионов Дальнего Востока энергетика занимает весьма заметное место - от 12,7% в Приморском крае и до 37% в Магаданской области. По стоимости основных производственных фондов это одна из самых емких сфер народного хозяйства. В Магаданской и Амурской областях, к примеру, в энергетике сосредоточено до 40% всех ОПФ. В Приморском и Хабаровском краях, экономика которых более диверсифицирована, на долю электроэнергетики приходится около 10% ОПФ. Тем не менее электроэнергетика на Дальнем Востоке не является отраслью специализации. Ее высокий удельный вес сегодня обусловлен более резким спадом производства в других отраслях промышленности.

Дальний Восток относится к регионам с низким уровнем энергопотребления на душу населения. В 2004 г. валовое среднедушевое потребление электроэнергии здесь составляло 5800 кВт-ч при среднероссийском показателе 7254 кВт-ч. К 2002 г. энергопотребление в регионе снизилось до 4785 кВт-ч на душу населения, то есть на 18% по сравнению с 1990 г. В настоящее время среднедушевое потребление электроэнергии на Дальнем Востоке в 1,3-2,7 раза меньше, чем в индустриально развитых странах.

Электроэнергетика в ее нынешнем состоянии оказывает мощное ценовое давление на структуру затрат в промышленных отраслях и в конечном счете делает продукцию дальневосточных предприятий неконкурентоспособной на внутреннем и мировом рынке.

На Дальнем Востоке генерирующие мощности и передающие сети объединены в шесть энергосистем. Самые крупные из них охватывают Приморский край (установленная мощность 2692 тыс. кВт) и Республику Саха (2036 тыс. кВт). Остальные энергосистемы имеют мощность менее 2 млн. кВт.

2.7. Легкая промышленность

Удельный вес легкой промышленности в общем, производстве Дальнего Востока – менее 1%. Легкая промышленность ДВ представлена текстильной, трикотажной, кожевенно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены в основном в крупных и средних городах.10

Значительное снижение объемов производства за 1990-е годы было вызвано не конкурентоспособностью основной массы продукции и переориентацией спроса на импортную продукцию.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены основные отрасли промышленности Дальнего Востока, их состояние и динамика развития некоторых наиболее важных отраслей – металлургия, машиностроение, рыбное и лесное хозяйство.

3. Сельское хозяйство в структуре экономики Дальнего Востока

Важной отраслью экономики Дальневосточного округа является сельское хозяйство. Основное место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, картофеля и овощей. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях, южных районах Республики Саха (Якутия).

Главная техническая культура — соя. На Камчатке развивается овощеводство закрытого грунта, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры, что создаёт устойчивую кормовую базу для животноводства. Животноводство развито в основном на юге. Особое место принадлежит оленеводству. Ни долю ДВФО приходится почти половина поголовья северных оленей страны. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, развито пантовое оленеводство. Пушное звероводство также имеет большое значение. В лесах региона насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.

По стоимости валового объема сельхозпродукции первое место в 2004 г. занимала Амурская область (23,4% продукции регионов Дальнего Востока). На втором месте находился Приморский край (18,2%), уступивший место лидера Амурской области (в 1991 г. доля Приморского края была 26,6%, Амурской области - 20,2%). На третьем месте - Республика Саха (18,0%), по стоимостным объемам уступающая Приморскому краю лишь 0,2% (в 1991 г. ее доля составляла 13,7%).

Доля Хабаровского края в 2004 г. была 17,7% (на 1,6% выше значения в 1991 г.). При этом до 25.03.91 г. в его состав входила Еврейская автономная область, удельный вес которой в валовом производстве сельского хозяйства в 2004 г. составил 2,7%.

Значительно выросла доля Камчатской области - с 6,5% в 1991 г. до 9,6% в 2004 г. В то же время несколько снизилась доля Сахалинской области - с 10,5% до 8,2%. Наименьшую долю в 2004 г. (без учета Чукотского автономного округа) имела Магаданская область - 2,2% (в 1991 г. вместе с Чукотским АО она составляла 6,5%).

В структуре сельского хозяйства наблюдаются естественные закономерности: в северных регионах (Магаданской области и Республике Саха) доля животноводства выше (61,1 и 59,0% соответственно), чем растениеводства (38,9% и 41%). Благодаря этому Республика Саха является лидером Дальнего Востока по производству продукции животноводства (23,3% всей продукции животноводства ДВ).

В остальных регионах, составляющих около четырех пятых валового производства сельского хозяйства ДВ, доля растениеводства была выше. Наибольший вес среди регионов ДВ растениеводство занимало в сельхозпродукции Амурской области - 62,5%. В 2004 г. в области производилось около 27% растениеводческой продукции ДВ. В Сахалинской области производство в секторе растениеводства составляло 60,2% всего объема валовой продукции сельского хозяйства. Хабаровский край и Камчатская область имели несколько менее выраженную специализацию на растениеводстве - 58,4% и 57,5%. В Приморском крае и Еврейской АО доли растениеводства (51,3% и 52,4% соответственно) и животноводства (48,7% и 47,6%) примерно одинаковые.11

Сравнение 2004 г. с показателями 1991 г. показывает, что натуральные объемы сбора овощей и подсолнечника выросли. В целом объем сбора картофеля на ДВ в 2004 г. был больше на 22,1%, чем в 1991 г. Бесспорным лидером-производителем картофеля стал Приморский край (33,7% валового сбора картофеля на ДВ). Сбор овощей на ДВ также значительно вырос - на 39,4%. Основными производителями были Хабаровский и Приморский края и Амурская область (28,6%; 22,4% и 20,1% соответственно). Причем основная доля этих культур в 2004 г. выращивалась в хозяйствах населения (88,3% картофеля и 77,1% других овощей). На 11% возрос сбор подсолнечника, при этом основной прирост наблюдался в 2004 г. (темп прироста к предыдущему году составил 54%).

Сбор зерновых и зернобобовых культур в 2004 г. на ДВ составил 49,8% от объема 1991 г. Около 54% валового сбора этих культур принадлежало Амурской области.

Производство животноводческой продукции в 2004 г. было значительно ниже объемов 1991 г., производство мяса на Дальнем Востоке сократилось на 53,7% (по сравнению с 2003 г. наблюдался спад на 22%). Важнейшими производителями мяса являлись Республика Саха (27,3% натуральных объемов производства ДВ) и Амурская область (24,5%). Удельный вес хозяйств населения в общем, объеме производства мяса в 2004 г. достиг 60,5%.

Производство молока на ДВ составило в 2004 г. 45,4% от объема 1991 г. Наибольший объем был произведен в Амурской области (200 тыс. тонн или 30,4% производства ДВ). В целом для ДВ удельный вес хозяйств населения в общем, объеме производства молока на ДВ превысил 63%.

Основная доля производства яиц (77,5%) обеспечивалась в 2004 г. сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими (крестьянскими) хозяйствами. 33,2% всего производства яиц на ДВ было сосредоточено в Приморском крае, 28,3% - в Хабаровском. В целом для ДВ объемы производства в 2004 г. составили 36,1% объема 1991 г.

В данной главе было рассмотрено состояние сельского хозяйства в регионе. Можно сделать вывод, что сельское хозяйство является важной отраслью экономики Дальневосточного округа. Главное значение в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, картофеля и овощей. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях, южных районах Республики Саха (Якутия).

4. Транспортный комплекс Дальнего востока

4.1. Водный транспорт

Морской транспорт играет важную роль в экономике Дальнего Востока и России в целом. Через морские порты обеспечиваются экспортные потоки российских товаров на мировые рынки и поставки импортной продукции из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Россию. Кроме того, для некоторых регионов (Магаданской, Камчатской, Сахалинской областей, северных районов Хабаровского края) морской транспорт - практически единственный путь доставки туда грузов.

Вдоль побережья Дальнего Востока расположено 32 морских порта, включая 22 торговых и 10 рыбных, а также около 300 гаваней, где имеются пристани и якорные стоянки. Всего в регионе насчитывается около 270 коммерческих предприятий, осуществляющих портовые функции.

Наиболее важными портами с круглогодичной навигацией являются (с юга на север): Зарубино, Посьет, Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Магадан, Петропавловск-Камчатский, на Сахалине - Корсаков и Холмск.

Основные портовые мощности сосредоточены в Приморском, Хабаровском краях и Сахалинской области. Расположенные здесь крупные порты могут перерабатывать до 100 млн. тонн грузов в год. В 2004 г. объем принятых ими грузов составил 28 млн. тонн, что равно 74% от общего грузооборота портов Дальнего Востока.

По данным за 2004 г., в структуре перерабатываемых грузов до 58% приходится на экспортные товары, 3,9% - импортные. Каботажные грузы составляют 19,5%. На каботажные перевозки ориентированы в основном порты Крайнего Севера и Сахалина. Доля каботажа в порту Магадан составляет 80%, Петропавловск-Камчатском - 85,9%, Холмск - 99%. В торговых портах Владивостока и Ванино, где в прошлые десятилетия каботажные грузы играли также большую роль, в настоящее время их удельный вес сильно сократился: во Владивостоке - до 9%, Ванино - до 38%.

Экспортные потоки с дальневосточного побережья формируются за счет поставок в страны АТР леса, рыбы и морепродуктов, металла, угля, руды. В товарной структуре импортных грузов преобладает продовольствие.

На Дальнем Востоке действуют две морские паромные переправы - "Ванино-Холмск", функционирующая с 1973 г., и открытая в 1995 г. переправа из Корсакова на о-в Хоккайдо (Япония). Объемы перевозок из Ванино в Холмск в 1988 г., когда на переправе работало десять паромов, достигли 5,5 млн. т. В последние годы четырьмя курсирующими на этом маршруте паромами перевозится не более 1,3 млн. т грузов.

Самые крупные порты региона - Владивостокский, Находкинский, Восточный, Ванино - имеют выход на Транссибирскую железнодорожную магистраль и Байкало-Амурскую магистраль, что предопределяет их роль как пунктов притяжения транзитных грузопотоков через Россию в страны Восточной и Центральной Европы. В 2004 г. по Транссибу перевезено 22 тыс. международных контейнеров.

При недостаточно развитой авто- и железнодорожной инфраструктуре обеспеченность Дальнего Востока судоходными речными путями в три раза выше среднероссийского уровня. На каждые 10 тыс. кв. км территории здесь приходится 31 км речных путей. Судоходными являются реки Амур (на территории Хабаровского края, Еврейской автономной области и Амурской области), Уссури, Амгунь, Мая, Тунгуска (в Хабаровском крае), Зея, Селемджа, Бурея (Амурская область), Лена, Вилюй, Киренга, Витим, Олекма, Алдан, Индигирка (Республика Саха), Колыма (Магаданская область, Республика Саха), Анадырь (Магаданская область). Однако большинство рек протекают в северных приполярных широтах, по малонаселенным территориям Якутии и Магаданской области, и потому интенсивность использования этих водных артерий невелика

В южной зоне Дальнего Востока эксплуатируемые внутренние водные пути проходят по Амуру и его притокам. Общая протяженность судоходных фарватеров достигает здесь 6 тыс. км. Период навигации длится 5-6 месяцев. Глубины и ширина Амура позволяют использовать самоходные суда и баржи грузоподъемностью от 500 до 3000 т, а в нижнем течении до 5000 т.

Амур играет важную роль для пассажирских перевозок. В 2004 г. только Амурским речным пароходством перевезено 1,2 млн. человек. В последние годы при снижении пассажиропотока на внутренних линиях отмечается тенденция к росту перевозок на маршрутах в Китай и обратно.

4.2. Железнодорожный транспорт

За прошедшие 107 лет по территории региона проложено около 9 тыс. км железнодорожных путей. Тем не менее, обеспеченность Дальнего Востока железными дорогами значительно ниже среднероссийского уровня: на каждые 10 тыс. кв. км территории здесь приходится лишь 14 км железнодорожных путей, в то время как в целом по России - более 50 км.

В регионах Крайнего Севера (Камчатская, Магаданская области, Чукотский и Корякский автономные округа, а также Якутия, за исключением самой южной ее части, где железнодорожная ветка соединяет Нерюнгри и Беркакит с Байкало-Амурской магистралью) этот вид транспорта вообще отсутствует. Железнодорожная сеть сконцентрирована главным образом в южной зоне Дальнего Востока - в Приморском, Хабаровском краях, Еврейской АО, Амурской и Сахалинской областях. Занимая 23% общей площади региона, эти территории имеют в совокупности 8,6 тыс. км находящихся в эксплуатации железных дорог, то есть 98% от общей их протяженности на Дальнем Востоке.

Среди административных образований Дальнего Востока наибольшей плотностью железных дорог отличаются Сахалинская область и Приморский край, где на каждые 10 тыс. кв. км территории приходится соответственно 168 и 96 км путей. Однако существующая здесь сеть сформировалась на ранних этапах хозяйственного освоения региона Востока и в последние десятилетия не обновлялась.

На Сахалине железные дороги однопутные, на большем своем протяжении имеют ширину колеи 1067 мм и лишь на 42-километровом участке дорога соответствует российскому стандарту - 1520 мм. 420 км железнодорожных путей на севере острова сооружены по временному типу. На большем своем протяжении это узкоколейка шириной 750 мм, эксплуатируемая компанией "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" для обеспечения жизнедеятельности многочисленных нефтепромыслов и имеющая на севере выход к порту Москальво, а на северо-востоке - к поселку Катангли (залив Набиль), откуда осуществляется погрузка сахалинской нефти на танкеры.

Несмотря на техническую отсталость железных дорог и подвижного состава, железнодорожный транспорт в южной зоне Дальнего Востока традиционно играет важную роль в грузо- и пассажироперевозках. По железным дорогам осуществляется основной товарообмен с другими регионами России. Этим видом транспорта на Сахалине перевозится 30% всех грузов. В Приморском крае и Амурской области доля железнодорожных перевозок составляет 40-50% от общих объемов грузов, в Хабаровском крае - более 70%. Основной поток внутренних и экспортных грузов формируется за счет трех отраслей - топливной (уголь, нефтепродукты), черной металлургии и лесной промышленности.

Возможности существующей железнодорожной сети сегодня полностью удовлетворяют потребности регионов. Однако в будущем, при росте экономики и внешней торговли России со странами АТР возникнет необходимость дальнейшего развития этой сети.

4.3. Автомобильный транспорт

Общая протяженность сети автомобильных дорог на Дальнем Востоке, включая ведомственные, составляет 78,3 тыс. км. Плотность автомобильной сети в регионе существенно ниже, чем в целом по России, и лишь Приморский край имеет показатель, близкий к среднероссийскому.

Почти 80% дорог с твердым покрытием сосредоточено в южной зоне Дальнего Востока и на Сахалине. По этим территориям проходят автомобильные дороги федерального значения "Уссури", "Колыма" и "Амур".12 

Автомагистраль "Уссури" протяженностью 800 км, построенная в 1935 г., соединяет два самых густонаселенных региона - Владивосток и Хабаровск. Шоссе проходит по наиболее развитым в экономическом отношении территориям и связывает с краевыми и районными центрами около 200 населенных пунктов Приморского и Хабаровского краев. В последние годы на трассе проведены большие реконструкционные работы: дорожное полотно на многих участках обновлено и расширено, построены новые мосты и путепроводы. Благодаря техническим усовершенствованиям дорога стала более комфортабельной и безопасной.

Автомобильная дорога "Колыма" проходит по маршруту "Якутск-Хандыга-Магадан" и на юге имеет соединение с сетью дорог Амурской области. Часть этой трассы проложена по зимнику.

Доля автомобильного транспорта во всех видах перевозок довольно существенна. На Сахалине более 40% грузов перевозится автомашинами. Еще выше удельный вес этого вида транспорта в Якутии, в Магаданской и Камчатской областях, где нет железных дорог. В южных регионах Дальнего Востока эта доля составляет 25-30%. Однако, при улучшении технического состояния дорог роль автомобильного транспорта здесь, безусловно, возрастет.

Наиболее напряженными звеньями автомобильной сети являются участки, обеспечивающие интенсивные грузопотоки в порты и обратно.

В Хабаровском крае автодорог, ведущих к главным портам - Ванино и Николаевску-на-Амуре, до недавнего времени не было. Лишь в прошлом году введена в эксплуатацию трасса Лидога-Ванино протяженностью 346 км, по которой планируется осуществлять регулярные контейнерные перевозки, а немного раньше открыто автомобильное движение на всем протяжении от Комсомольска до Николаевска. Круглогодичная автомобильная связь с побережьем налажена и на севере региона: здесь в экстремальных природных условиях проложена дорога от порта Аян до Нелькана, которая решает проблему доставки грузов в самые северные районы края.

Автомобильный транспорт в южной зоне Дальнего Востока играет исключительно важную роль в торговле с Китаем. В последние годы здесь открыто 13 автодорожных пунктов пропуска на границе, в том числе пять в Приморском крае, три в Амурской области, два в Хабаровском крае и три в Еврейской АО.

4.4. Гражданская авиация

На Дальнем Востоке доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках составляет около 38%. Однако, в регионе есть немало районов и населенных пунктов, для которых самолет - единственное средство связи с "большой землей".

На Дальнем Востоке насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов гражданского назначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе своей это аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, которые весной и осенью выходят из строя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное покрытие, предназначенное для приема тяжелых пассажирских и транспортных самолетов. Главными воздушными гаванями, через которые проходит основной поток пассажиров и авиагрузов, являются административные центры краев и областей - Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск.13 

Самолетами Дальневосточного регионального управления воздушного транспорта перевозится ежегодно около 2 млн. пассажиров и около 30 тыс. т грузов. Основной поток грузов и пассажиров приходится на Хабаровск, расположенный на пересечении воздушных путей и обладающий самым высоким потенциалом на Дальнем Востоке (его пропускная способность 1500 пассажиров в час). Из Хабаровска выполняются регулярные авиарейсы более чем в 40 городов России и СНГ. Вторым по значимости является аэропорт "Артем" (в 44 км от Владивостока), способный пропускать до 700 пассажиров в час, а с учетом только что построенного международного терминала - до 800 пассажиров в час. По воздушным линиям Владивосток имеет прямую связь с 20 российскими городами. После модернизации и расширения крупным аэропортом станет Южно-Сахалинск, который ежечасно сможет принимать до 1200 пассажиров.

4.5. Трубопроводный транспорт

На территории Дальнего Востока трубопроводный транспорт получил развитие в трех регионах - на Сахалине, в Хабаровском крае и в Якутии.

Самый протяженные здесь трубопроводные ветки проложены для транспортировки сахалинской нефти и газа в Хабаровский край. Пропускная способность магистрального трубопровода Оха-Комсомольск в периоды полной загрузки Комсомольского-на-Амуре и Хабаровского нефтеперерабатывающих заводов - потребителей сахалинской нефти - составляет 5 млн. т в год. Ныне действующий магистральный трубопровод планируется продолжить до Хабаровска. В 1998 г. сдан в эксплуатацию газопровод на участке Комсомольск-Солнечный (40 км).

На территории Якутии нефте- и газопроводный транспорт находится в самом начале своего развития. Газопроводная сеть охватывает населенные пункты Таас-Тумус-Якутск-Покровск. Нефть подается по временному трубопроводу Талакан-Витим (110 км), действующему лишь в теплые периоды года.

В перспективе, с освоением новых нефтегазовых месторождений Сахалина нитку газопровода планируется продолжить из Хабаровска в Приморский край. Грандиозный проект прокладки магистрального нефтегазопровода протяженностью 6,6 тыс. км предлагает компания "Сахагаз" (Якутия). В случае его реализации якутские нефть и газ придут в Хабаровский и Приморский края, в КНДР и Республику Корея (до Сеула).

Таким образом, можно сказать, что Дальний Восток представлен всеми видами транспорта, но их концентрация очень неравномерна по территории. Юг Дальнего Востока – это широкая разветвленная транспортная система, а северные северо-восточные и северо-западные территории Дальнего Востока почти не имеют путей сообщения. Единственным видом транспорта в этом районе зачастую является только авиация. Это говорит о необходимости расширения транспортной системы региона, что так же повлечет за собой развитие остальных компонентов хозяйственного комплекса.


5. Перспективы развития хозяйственного комплекса  Дальнего Востока

Уязвимое место региона его слабая транспортная связь с остальной территорией России. Практически действуют лишь воздушный транспорт и единственная, сильно перегруженная железная дорога Транссиб. Почти отсутствует автомобильное сообщение; внутренние связи между регионами весьма слабы; в летнюю навигацию выручают реки. Ведущее место в межрегиональных перевозках принадлежит морскому транспорту.

Мощным толчком для экономического роста региона может стать добыча нефти и газа на шельфе Охотского моря. Прогнозные ресурсы углеводородного сырья составляют 40% всех суммарных разведанных запасов России.

Нами разработано несколько вероятных сценариев развития Дальнего Востока, анализ которых в их сочетании позволяет сформулировать наиболее эффективную стратегию развития региона.

Сценарий 1. Предполагается значительная государственная поддержка региона на начальном этапе и создание предпосылок роста на принципах самофинансирования за счет структурной перестройки экономики. Параметры этого сценария соответствуют параметрам программы "Дальний Восток и Забайкалье". Центральной является задача структурной перестройки регионального хозяйства с целью изменения структуры рынка: поддержание возможностей региона в целом и отдельных его территорий вести эффективный и стабильный экономический обмен с другими регионами страны; создание инфраструктурной специализации региона в рамках национального и международного разделения труда; развитие экспортных производств. Как показывает опыт реализации программы, при таком сценарии успех в очень большой степени зависит от объемов государственной поддержки, на что в обозримой перспективе рассчитывать не приходится.

Согласно этому сценарию. Дальний Восток сохранит традиционную специализацию - снабжение страны ценными минерально-сырьевыми ресурсами, однако развитие добывающих отраслей будет нацелено на комплексное использование сырья на основе его максимальной переработки.

Сценарий 2. Традиционная (экспортная) ресурсная специализация региона. Центральная идея данного сценария - закрепление и усиление экспортной направленности хозяйства на основе эксплуатации природных ресурсов в качестве базы социально-экономического роста в первой четверти XXI в. Такой тип развития региона является менее капиталоемким (по крайней мере, на начальной стадии его реализации, когда будут эксплуатироваться главным образом уже вовлеченные в хозяйственный оборот ресурсы) по сравнению с формированием диверсифицированной структуры промышленности, а значит, более привлекательным.

Стратегия развития Дальнего Востока в соответствии с этим сценарием строится на следующем принципе: выгоды ресурсной обеспеченности и географического положения региона могут быть реализованы, если страны Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона будут готовы рассматривать Дальний Восток России как естественную составляющую региона. Таким образом, данный сценарий возможен в рамках концепции глобально ориентированного регионального развития. Сущность такого сценария для Дальнего Востока состоит в том, что благодаря потенциальным преимуществам ресурсной базы создаются региональные "локомотивы" успешного развития, способствующие укреплению конкурентоспособности национальной экономики. Предполагается, что устойчивое повышение ценности природных ресурсов Дальнего Востока для АТР обеспечит ему выгодное положение в международном разделении труда и условия для устойчивого развития.

Сценарий 3. "Китайская карта" - интеграция в АТР через втягивание Китая в экономику Дальнего Востока. "Китайский" вариант кооперации Дальнего Востока со странами АТР привлекателен по нескольким причинам:

  •  китайская экономика - наиболее динамично развивающаяся экономика мира; даже в случае возможного снижения среднегодовых темпов роста до 5-6% в год, она сохранит преимущество перед другими странами региона; потенциально китайский рынок практически неисчерпаем; 
  •  взаимодополняемость экономического потенциала и сопоставимость уровня развития российского Дальнего Востока и КНР могут способствовать поддержанию традиционных отраслей специализации и созданию новых перспективных производств добывающей промышленности, машиностроения, сельского хозяйства; 
  •  использование многочисленной и дешевой рабочей силы, имеющейся на северо-востоке Китая, позволило бы поднять сельскохозяйственное производство и легкую промышленность в регионе, а также решить ряд острых социальных проблем (строительство жилья, объектов соцкультбыта и т.п.); 
  •  объективная заинтересованность США и Японии в поддержании баланса сил в АТР, в блокировании деструктивных сценариев развития событий как в Российской Федерации, так и в Китае может облегчить осуществление трехсторонних крупномасштабных экономических проектов на территории Дальнего Востока; при этом предполагается использование американских, японских, южнокорейских технологий и капиталов, природных ресурсов Дальнего Востока и китайской рабочей силы при условии реализации продукции на рынках стран АТР.

Конечная цель этого сценария - формирование единого экономического (но не политического) пространства российского Дальнего Востока и Китая, прежде всего северо-восточных его провинций. В результате в течение нескольких десятилетий в регионе может сформироваться экономическая система, органически включенная в международное разделение труда и базирующаяся на относительно свободном распределении экономических ресурсов между Дальним Востоком и КНР. Учитывая, что Китай уже сейчас в значительной степени интегрирован в экономику АТР, это создаст возможность двухсторонней фильтрации ресурсов, технологий, продукции, капиталов, информации, что фактически и означает интеграцию в АТР.

Сценарий 4. Формирование открытой модели развития региона. В данном сценарии экономическое сотрудничество со странами АТР и СВА также является абсолютным приоритетом, однако включение в международное сотрудничество осуществляется без привязки к какой-то конкретной стране. Основным инструментом интеграции должны стать национальные и региональные институциональные ресурсы. Социально-экономическое развитие региона в этом случае опирается на сырьевой сектор хозяйства при активном стимулировании третичного сектора (туризм, услуги). Экономика ориентирована преимущественно на международный рынок при сохранении оптимальных масштабов и структуры внутринациональных экономических связей.

Целью развития в рамках этого сценария является создание саморегулирующейся системы, способной настраиваться на эффективные способы решения экономических проблем. Мощное государственное воздействие через фонды регионального развития и законодательную деятельность должно обеспечить трансформацию региональной системы в желательном направлении.

Таким образом, были рассмотрены перспективы развития Дальнего Востока. Можно сказать, что на сегодняшний день существует много сценариев, идей и проектов развития, но нет реальных, долгосрочных финансируемых из федерального и региональных бюджетов программ, которые способствовали бы развитию хозяйственного комплекса региона.



Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности отраслевой структуры экономики Дальнего Востока.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

  •  Дана краткая характеристика экономики Дальнего Востока;
  •  Рассмотрена промышленность Дальнего Востока;
  •  Раскрыты особенности сельскохозяйственного комплекса Дальнего Востока;
  •  Рассмотрены особенности транспортной отрасли Дальнего Востока.

Таким образом, особенности и характерные черты Дальнего Востока состоят в следующем:

  1.  Дальневосточный экономический район — один из самых больших регионов страны.
    1.  Дальневосточный экономический район располагает богатой и разнообразной минерально-сырьевой базой, которая определила основные отрасли рыночной специализации: цветная металлургия, рыбная промышленность, пушной промысел, лесное хозяйство, судостроение и судоремонт, оленеводство, мясное животноводство.
    2.  Важной отраслью экономики Дальневосточного округа является сельское хозяйство. Основное место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, картофеля и овощей. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях, южных районах Республики Саха (Якутия).
    3.  К ведущим отраслям ДВФО относится рыбная промышленность. По улову рыбы округ занимает первое место среди других регионов страны. Основные промысловые рыбы: лососевые (кета, горбуша), сельдь, камбала, тунец, сайра, скумбрия, палтус, морской окунь. Важную роль играет регион в китобойном и крабовом промыслах. Главные районы рыболовства — Охотское, Японское, Берингово моря и восточная часть Тихого океана. Крупные центры рыбопереработки — Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Находка.
    4.  Отраслями рыночной специализации являются лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленности.
    5.  Машиностроительный комплекс региона имеет разнообразную инфраструктуру, но в большей мере представлен судоремонтом и выпуском энергетического оборудования. На заводах округа производят рыболовные суда, дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты. Один из крупнейших машиностроительных центров — город Хабаровск.
    6.  Дальневосточный федеральный округ имеет развитые экономические связи со многими регионами России и зарубежными странами. Основные продукты его вывоза — концентраты цветных металлов, бумага, рыба, рыбопродукты. Ввозятся в ДВФО продукция лёгкой промышленности, продукты питания, прокат чёрных металлов.  Несмотря на значительную отдалённость, Дальний Восток сотрудничает с Центральным, Приволжским, Северо-Западным округами. Поволжье и Западная Сибирь снабжают ДФО нефтью, хлебом, машинами; Северо-Запад и Центр — электрооборудованием, станками, продукцией лёгкой промышленности. Дальнейшее развитие и укрепление этих экономических связей сегодня является одной из главных задач региона.

Сейчас ситуация на Дальнем Востоке довольно тяжелая. В топливно-энергетическом комплексе сложилась критическая ситуация. Предприятия Приморского края задолжали энергетикам более 180 млрд. руб., что приводит к остановке большинства производств и их финансовому параличу. Останавливаться вынуждены даже крупнейшие предприятия Типа АО "Дальзавод" (Владивосток). Между районами Дальнего Востока идет настоящая необъявленная война за энергоресурсы. Так, нефтепродукты, идущие из Сибири на Камчатку, изымаются в портах Владивосток и Находка. Среди традиционных отраслей специализации - рыбная промышленность. Дальний Восток с его 5% российского населения производит более 50% рыбной продукции страны. Государственные рыбопромышленные предприятия добывают до 75% общего улова рыбы и морепродуктов, они владеют 90% основных производственных фондов отрасли. Однако состояние флота таково, что 64% добывающих, 95% перерабатывающих и 56% транспортных судов должны быть уже списаны. Отрасль близка к катастрофе.Дальний Восток отличается наиболее высоким в стране положительным сальдо миграции населения. Интенсивность миграции здесь значительно выше, чем в целом по России. В общем увеличении населения в последние годы на естественный прирост приходилось 65 %, а на приток извне — 35 %. Принципиальное значение для Дальнего Востока имеет создание свободных экономических зон (Находка), совместных предприятий, специализированных на строительстве рыборазводных заводов, судоремонтных и судостроительных мощностей, разведении морепродуктов, создании объектов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности. Целесообразно создание на льготных условиях совместных предприятий по производству промышленной и бытовой электроники.


Список литературы

  1.  Алимов, Жохова. Анализ эффективности размещения производственных сил Сибири и Дальнего Востока. – М.: Финансы, 2004.
  2.  Андрианов В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал регионов России. - М.: Инфра-М, 2004.
  3.  Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. – Калининград.: КРОАУМ, 2005.
  4.  Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. - М.: Дело, 2004.
  5.  Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации / Учебник для ВУЗов в 2 ч., ч 2. - Самара: СГЭА; 2005.
  6.  География. Население и хозяйство России. Учебник под ред.   В.Я. Ром,  В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2004.
  7.  Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2004.
  8.  Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: Триада, 2003.
  9.  Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  10.  Гуськов Н.С., Зенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая безопасность регионов России. М.: Филинъ, 2004.
  11.  Игнатов В.Г., Куклински Э. Регионоведение и управление. - М.: Инфра-М, 2004.
  12.  Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. - М.: Альдегидас, 2005.
  13.  Комаров М.П. Инфраструктура регионов России: Учебник. - СПб.: Питер, 2004.
  14.  Королевская В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка: Учебное пособие для вузов. - М.: Инфра-М, 2003.
  15.  Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  16.  Лиасов Н.К. Экономические районы России. – Спб.: Питер, 2005.
  17.  Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций. - М.: МГАУ, 2004.
  18.  Размещение производственных сил: Учебник для вузов/ Под ред. В.В. Кистанова, Н.В. Копылова. - 3-е изд., - М.: Экономика, 2003.
  19.  Региональная экономика / Тяглов С.Г., Черныш Е.А. и др.: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  20.  Регионоведение: Учебник для вузов. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С., Исляев Р.А. - М.: Инфра-М, 2004.
  21.  Родионова И.А. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2005.
  22.  Ром В.Я., Дронов В.П. География России – Спб.: Питер, 2005.
  23.  Чачугиев М.Ч., Соколов М.М. Регионы, экономика и управление. - М.: Дело, 2004.
  24.  Чистобаев Л.И. Экономическая и социальная география. – М.: Гардарика,2005.
  25.  Экономика Дальнего Востока: Хрестоматия / Сост. Н.И. Ларина, Т.Г. Ратьковская. – Владивосток: Издательство ВГУ, 2004.
  26.  Экономическая география России. Учебник. Под ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2002.
  27.  Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2002.

1 Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации / Учебник для ВУЗов в 2 ч., ч 2. - Самара: СГЭА; 2005. – с. 604.

2 Экономика Дальнего Востока: Хрестоматия / Сост. Н.И. Ларина, Т.Г. Ратьковская. – Владивосток: Издательство ВГУ, 2004. – с. 173

3 Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – с. 611.

4 Экономика Дальнего Востока: Хрестоматия / Сост. Н.И. Ларина, Т.Г. Ратьковская. – Владивосток: Издательство ВГУ, 2004. – с. 175.

5 Алимов, Жохова. Анализ эффективности размещения производственных сил Сибири и Дальнего Востока. – М.: Финансы, 2004. – с. 168.

6 Чачугиев М.Ч., Соколов М.М. Регионы, экономика и управление. - М.: Дело, 2004. – с.284.

7 Экономика Дальнего Востока: Хрестоматия / Сост. Н.И. Ларина, Т.Г. Ратьковская. – Владивосток: Издательство ВГУ, 2004. – с. 108.

8 Алимов, Жохова. Анализ эффективности размещения производственных сил Сибири и Дальнего Востока. – М.: Финансы, 2004. – с. 212.

9 Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – с.472.

10 Комаров М.П. Инфраструктура регионов России: Учебник. - СПб.: Питер, 2004. – с. 209.

11 Королевская В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка: Учебное пособие для вузов. - М.: Инфра-М, 2003. – с.356

12 Экономика Дальнего Востока: Хрестоматия / Сост. Н.И. Ларина, Т.Г. Ратьковская. – Владивосток: Издательство ВГУ, 2004. – с. 153.

13 Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – с. 479.


Данной работой Вы можете всегда поделиться с другими людьми, они вам буду только благодарны!!!
Кнопки "поделиться работой":

 

Другие работы

35246. .4501.850500=3.800РУБЛЕЙ950=4750РУБЛЕЙ ЗАКУПЛЕННЫ ИГРУШКИ ОТСЛЕДИТЬ ОТЧЕТ АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ ЗАКУПКА ИГРУШЕК ________.
  800РУБЛЕЙ950=4750РУБЛЕЙ ЗАКУПЛЕННЫ ИГРУШКИ ОТСЛЕДИТЬ ОТЧЕТ АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ ЗАКУПКА ИГРУШЕК ___________________________________________________________________________ тип операций Дата Зачисление _________________________________________________________
35247. властителем мира.
  к голоса из других миров ощущение постороннего влияния бывает агрессивен думаю что изза того что эти самые голоса исходят из головы 4 зоотические галюны Шарля Боннэ – в связи с сенсорной депривацией при закрытии глаз №2 Больной К. Больной весь полон мысля
35248. Тема 5: Захист населення і територій від надзвичайних ситуацій Забезпечення захисту населення і територі
  Актуальність проблеми забезпечення природнотехногенної безпеки населення і територій зумовлена тенденціями зростання втрат людей і шкоди територіям що спричиняються небезпечними природними явищами промисловими аваріями і катастрофами. Захист населення і
35249. просто смешно. Он говорил в одном интервью:
  Масса и власть пер. В книге которую Вы раскрыли не два как это указано в заглавии но три героя : масса власть и смерть. Масса живет своей особой жизнью как целостное существо со своими закономерностями возникновения существования и распада. Масса это пре
35250. технического прогресса получает дальнейшее развитие проверенная многолетним опытом плановопредупредител
  Как в области организации автомобильных перевозок так и в области технической эксплуатации автомобилей начинают применяться различные экономикоматематические методы анализа планирования и проектирования. Все шире разрабатываются и внедряются новые методы
35251. правовой анализ.
  Обязательства из договора строительного подряда. Обязательства из договора финансирования под уступку денежного требования. Обязательства возникающие вследствие причинения вреда: понятие возникновение содержание. Обязательства из кредитного договора.
35253. оператор INSERT INTO Синтаксис SQLоператора INSERT INTO: INSERT INTO dbfnme [fnmel [ fnme2 .
  ]] VLUES eExpression 1 [ eExpression2 . VLUES eExpression 1 [ eExpression2 [ .
загрузка...

RSS-лента